Sihh: и точно – последний!
На прошлой неделе вышла новость о коренных преобразованиях на женевской выставке: она меняет одновременно и формат, и название. Вместо SIHH будет Watch&Wonders Geneve, – по аналогии с экспозициями, которые проходили в Гонконге и Нью-Йорке. Вместо закрытого элитного мероприятия, доступ на которое имели лишь избранные ритейлеры, журналисты и клиенты бутиков, пройдут почти «народные гуляния». Мероприятие охватит не только экспозицию, но и бутики, музеи и другие площадки в городе и кантоне Женева, включит в себя экскурсии на мануфактуры и штаб-квартиры часовых домов. Пресс-релиз говорит о том, что эти меры означают сближение с конечным покупателем и расширение аудитории.
Часовые выставки действительно очень изменились за последнее время, и SIHH был здесь явным трендсеттером. Я писал об этом в том самом отчете: https://timeseller.ru/articles/sihh-v-posledniy-raz.html
Значительные усилия были направлены на то, чтобы превратить выставку из кулуарного мероприятия в центр медиа-активности. Специальные зоны для селфи, «Аудиториум» с непрерывным потоком презентаций и живых трансляций, позволили в этом году охватить больше миллиона человек только в Китае. На привлечение внимания обычных людей работали и «открытые дни», когда купить билет в Palexpo мог каждый. Под вывеской Watch&Wonders уже проходили мероприятия в Гонконге и Нью-Йорке, также открытые для всех, готовых заплатить за входной билет. О стремлении быть ближе к «простому народу» говорилось еще в релизах, анонсировавших новые сроки: в отличие от января, начало мая в Женеве – активный туристический сезон, когда город полон гостей со всего мира. Плюс ко всему, выйдя за пределы выставочного комплекса, выставка как бы интегрирует в себя все небольшие отельные экспозиции, с которыми прежде боролась (нужно заметить – абсолютно недемократично, жестко, и весьма успешно). В общем, все замечательно, вот он – логический финал!
Однако смущают несколько аспектов.
Во-первых, размытие статуса мероприятия. Если раньше оно было местом премьеры новинок и оформления заказов (т.е. формирования производственных планов на год), теперь эта роль однозначно исчезла. Тогда зачем оно участникам, зачем сюда ехать специалистам и журналистам? Тем более что даты со всех точек зрения крайне неудачные, да и стоимость поездки в и без того недешевую Женеву в туристический сезон явно вырастет.
Во-вторых, опыт Baselworld. Выставка в Базеле традиционно открыта для всех, и в субботу и воскресенье там всегда было оживленно: залы наполнялись местными жителями, многие из которых приходили прямо с детьми. Увы, два последних года как раз суббота и воскресенье демонстрируют жесткий спад числа посетителей. Такое ощущение, что часы перестали интересовать даже самих швейцарцев. В таком случае, кто целевая аудитория нов-SIHH? Туристы?
Событийный туризм – действительно значимое направление для ряда городов, его пытаются развивать в том числе власти Москвы. Отсюда - «Спасская башня» и «фестивали варенья». Бюджет московского «Круга света» 1,2 млрд рублей ($20 млн), и яркое шоу действительно способно привлечь внимание людей. Но удастся ли отрасли получить значимый фидбэк от туристов, которые, по большому счету, просто увидят чуть больше рекламы часов, чем обычно?
В-третьих, опять же опыт. Если Нью-йоркская Watch&Wonders существует, то проект в Гонконге был «отложен». Читай – закрыт. Хотя Китай остается крупнейшим рынком, и, казалось бы, уж там-то есть все условия для успешного развития местной элитной выставки.
Скажем честно: большинству из нас нет особого дела до SIHH. Проект должен интересовать не нас и даже не производителей (перенос на май уже убил у них всякий интерес к мероприятию), а организаторов. Но интересно, что последует за этими шагами?
Руководству SIHH и Richemont нельзя отказать в способности предвидеть обстановку на рынке. И, например, меры по цифровизации SIHH были понятыми не всеми, но абсолютно правильными. Что означает превращение элитной выставки в «народные гуляния»? Не станет ли это знаком конца не только «Салона высокого часового искусства», но и часов в сегодняшнем виде?