Под колпаком электронных касс | Часть 2: кому платить деньги?
В прошлой статье мы поговорили о стратегических аспектах внедрения онлайн-касс. Сегодня обсудим основные положения нового порядка использования ККТ и о том, кого выбирать в партнеры вместо старых ЦТО.
<< Под колпаком электронных касс | Часть 1: стратегические перемены
Масштаб изменений, которые должны произойти в работе бизнеса и объеме собираемых государством данных с внедрением онлайн-касс, колоссален. Еще в декабре мы сделали полный обзор ситуации с новыми требования к ККТ в виде набора видеоматериалов. А в этих статьях расскажем про отдельные вопросы. Сегодня обсудим основные изменения в бизнес-процессах и новую роль центров сервисного обслуживания.
Ключевой новацией стало то, что 54-ФЗ определяет очень узкий и конкретный круг предпринимателей, кто может не применять ККТ. Смысла приводить его здесь нет: нам важно то, что с июля 2018 года абсолютно все магазины, продающие часы, будут применять онлайн-кассы. В том числе те, кто в силу использования патентной системы или вмененного налога сейчас обходятся без касс. Попасть под исключение могут лишь точки, работающие в населенных пунктах, где проживает менее 10 000 человек, но таких немного.
Среди других изменений нужно отметить следующие:
- Вместо ЭКЛЗ будет использоваться фискальный накопитель (ФН). Визуально, с точки зрения предпринимателя, разница между ними невелика. О реальном различии расскажем отдельно.
- Предприятие больше не обязано заключать договор с ЦТО, однако необходимо иметь договор с другой организацией, - оператором фискальных данных.
- Больше не требуется опломбирование ККТ.
- Раньше для регистрации в ФНС, внесения изменений о пользователе ККТ было необходимо посещать налоговую и заполнять множество документов. Теперь регистрация касс и смена ФН производится онлайн, никуда ходить не нужно.
- Раньше налоговая вела реестр моделей ККТ – теперь будет вести реестр экземпляров ККТ, с номерами конкретных аппаратов. Аналогично, ведется реестр экземпляров ФН.
- Срок службы ФН для малого бизнеса увеличен до 36 месяцев.
- Упрощается документооборот: больше не нужно вести кассовые журналы.
- Не обязательно печатать чек.
- Иначе определена ответственность за нарушение порядка использования касс: предусмотрена отдельно ответственность за неприменение и за нарушение правил применения ККТ.
От ЦТО - к сервисной компании
Новое законодательство больше не требует от предпринимателей иметь договора с центром технического обслуживания (ЦТО). Между тем, многие ЦТО продолжают убеждать своих клиентов в необходимости продления договоров. Что происходит в реальности, стоит ли продолжать платить деньги за обслуживание?
По старому порядку, техническую поддержку контрольно-кассовой техники, наклеивание марок-пломб, замену накопителей фискальной памяти, введение информации в фискальную память при регистрации и перерегистрации кассы могли проводить только производители или центры технического обслуживания. При этом введение в фискальную память информации и замена накопителей производились с участием представителей налоговых органов. Отдельно оговаривалось, что ЦТО не мог принадлежать пользователю касс.
В прошлой статье и в видео мы говорили, что тем самым государство гарантировало, что налогоплательщик не будет «скручивать» кассу. В прежней парадигме ЦТО занимался не столько обслуживанием, сколько «надсмотром» за предпринимателями.
Сейчас меняется схема работы: касса должна сама, автоматически, передавать налоговой сведения о чеках, и потребность в подобном надсмотре пропала. Теперь поставить или снять с учета кассу предпринимателю разрешено самостоятельно. Самостоятельно можно заменить и ФН. Для этого больше не нужно даже ехать в налоговую: это делается через интернет.
Поэтому формально потребность в договоре с ЦТО отпала. Заключать ли такой договор – личное дело каждого предпринимателя. Однако нужно понимать все особенности нового порядка использования ККТ. Раньше предпринимателю было достаточно, чтобы касса просто пробивала чек, т.е. требовалась только ее аппаратная работоспособность. Теперь магазин обязан обеспечить передачу чека ОФД. Это значит, что необходимо обеспечить работу связки кассы как устройства, ее программного обеспечения, фискального накопителя, канала передачи данных до ОФД, совместимость с софтом ОФД. А у многих – еще и связку «касса – 1С» для ведения управленческого учета.
Как видим, список задач стал существенно больше. Проблемы с кассой – лишь малая часть причин, из-за которых может потеряться чек. Справиться с ними самостоятельно, без помощи специалистов, непросто. Особенно важна роль ЦТО на начальном этапе внедрения новой техники.
Замена касс означает не просто закупку и установку нового оборудования При внедрении возникает целый список необычных задач:
- Необходимо дорабатывать ПО под требования закона в части передачи данных и отправки данных покупателю. Закон устанавливает состав информации, которая должна печататься на чеке. Например, помимо цены там должен быть указан товар, информация о налогах. Не все программное обеспечение печатает необходимые сведения.
- Выбор ККТ. Нужно разбираться, какая касса подходит под задачи компании и насколько она совместима с ПО, можно ли модернизировать старые кассы или необходимо покупать новые.
- Следующий важный этап - необходимо выбирать ОФД и тестировать совместимость всей цепочки программного обеспечения: управленческая система - касса – канал связи – ОФД. Именно на этом уровне выявляются множество проблем, из-за которых ОФД передаются не все данные. Соответственно, приходится проводить доработку ПО.
- Учиться решать возникающие проблемы
- Учиться использовать новые возможности, которые дает ОФД. Об этих возможностях мы расскажем отдельно.
Вместе с процессом работы меняется набор услуг, которые требуются магазину. Большая их часть относится уже не к кассовым аппаратам, а к внедрению и настройке программного обеспечения. Это значит, что часть старых ЦТО уйдет с рынка, а на их место придут новые сервисные компании, скорее всего – из числа тех, что сейчас занимаются аутсорсингом компьютерной техники, поддержкой 1С и так далее.
Предпринимателю важно не ошибиться в выборе партнера, особенно на первом этапе. На что нужно обращать внимание при выборе, что спрашивать у сервисной компании?
- Сервисный центр (СЦ) должен пройти обучение у производителей ККТ по части доработки и внедрения нового оборудования; Важен хороший контакт СЦ с производителями кассовой техники и знание специфики конкретной аппаратуры;
- СЦ должен иметь склад кассовых аппаратов и ФН для оперативной замены. Кстати, по новому порядку замена вышедшей из строя кассы или ее перенос на новый адрес возможны в очень оперативном режиме, через интернет, ни кассу, ни ФН не нужно никуда везти.
- В штате СЦ должны быть специалисты по программному обеспечению, имеющие опыт работы с коммуникационным оборудованием, организации каналов связи.
- СЦ должен иметь опыт работы с ФНС и конкретным ОФД, которого вы выберете
- А вот какие-либо лицензии СЦ больше не нужны.
Если в вашей компании много торговых точек, теоретически можно ввести в штат и обучить своего специалиста, который будет заниматься этими вопросами, или выбрать сервисного партнера.
Производители кассовой техники настоятельно рекомендуют замену техники проводить с помощью специализированных организаций. Лучше понять специфику работы по-новому можно, посмотрев наш комплект видеоматериалов. Среди прочего, мы привели рассказ производителей касс о том, как ситуация выглядит изнутри их бизнеса. Знакомство с видеоматериалами позволит вам не сделать многих ошибок, и тем самым сэкономить средства.
И еще одна рекомендация. Все компании, занимающиеся обслуживанием ККТ, как один повторяют: чем раньше вы начнете заниматься переходом на новую технику, тем менее проблемно в итоге этот переход произойдет.
В следующий раз поговорим о порядке замены касс и о том, что должно предшествовать выбору нового аппарата.