Под колпаком электронных касс | Часть 1: стратегические перемены
В декабре мы подготовили подборку видеоматериалов на тему электронных касс, и в ближайших статьях дадим часть информации из того видео. Сегодня поговорим о глобальных вещах, которые поменяются с новым законом.
Переход на онлайн-кассы – один из самых глобальных проектов нашего государства, касающихся контроля за бизнесом. В интернет много публикаций о механизме замены ККТ. В декабре наше издательство тоже подготовило материалы на тему онлайн-касс, причем наш материал имел два кардинальных отличия от других: он был сделан в форме подборки видео и касался не только технических вопросов, но и давал обзор ряда стратегических вопросов, которые позволяли предпринимателям понять логику государства.
Мы рекомендуем приобрести этот пакет видео – помимо наших рекомендаций он содержит записи выступлений руководителей ФНС, компаний–производителей касс, сервисных центров и т.д. А сегодня мы поговорим на стратегические темы, в дальнейшем это позволит лучше понимать, почему возникают те или иные решения, чего нам ожидать от государства и как новый закон повлияет на изменение спроса.
Декларируемые цели
Помимо того, что теперь вся информация о расчетах в режиме реального времени передается в ФНС, нужно отметить и еще некоторые важные нововведения:
- Наряду с бумажным чеком вводится понятие электронного чека;
- Расширяется круг лиц, обязанных использовать ККТ;
- Все юридически значимые взаимодействия, в т.ч. регистрационные действия с ККТ, будут идти дистанционно, через сайт ФНС России;
- Вводится справедливая (по мнению налоговой) система штрафов, упрощенный порядок привлечения и отказа от привлечения к ответственности;
- Увеличивается срок службы фискальной памяти (аналог ЭКЛЗ) до 36 месяцев.
Налоговая служба говорит, что введение новой системы имеет три цели: обеспечить прозрачность расчетов наличными, повысить комфорт для бизнеса и усилить защиту прав потребителя.
На язык предпринимателей первый пункт переводится как ужесточение контроля за соблюдением кассовой дисциплины, движением денег и уплатой налогов.
Что касается комфорта ведения бизнеса, то внедрение новой и более сложной техники скорее всего вызовет как дополнительные расходы, так и неизбежные организационные и технические сложности. Однако в итоге взаимодействие с налоговой действительно должно стать проще и удобнее, исчезнет необходимость в постоянных проверках кассовых аппаратов. Важным следствием станет возможность анализировать и прогнозировать поведение покупателей.
Онлайн-кассы безусловно позволят повысить степень защиты прав потребителя. Взамен бумажных чеков продавцы будут формировать электронные, которые доступны потребителю в любой момент, их не нужно хранить и т.д. На деле забота о покупателе будет использоваться государством как стимул требовать у продавца чеки, что превратит каждого гражданина в добровольного помощника налоговой.
Закон совершенствует порядок осуществления интернет-торговли. По новым правилам интернет-магазины в обязательном порядке будут направлять покупателям электронные чеки.
Под колпаком
Если же говорить серьезнее, то главная цель заключается в объединении информационных систем для максимально полного контроля за движением денег. Мы часто жалуемся на то, что государство по 10 раз запрашивает у нас одни и те же данные в разных отчетах, требует лишние справки и т.д, Эту практику постепенно исправляют - прежде всего в тех местах, где это способствует росту доходов бюджета.
В настоящее время уже происходит интеграция информационных систем налоговой службы и таможни. Введенный с 2016-го сквозной автоматический контроль счетов-фактур создал очень серьезные препятствия для уклонения от налогов. Год назад государство впервые стало собирать информацию о движении отдельных видов товаров: сперва заработал ЕГАИС, а в декабре обязательным стало чипирование меховых изделий. Нужно понимать, что алкоголь и шубы – лишь пробные шары, на которых отрабатывается технология для применения на широком спектре товаров.
Переход на онлайн-кассы должен стать очень важной вехой в объединении финансовой и налоговой информации, и новый закон нужно рассматривать именно в этом ключе. Отсюда понятно, что никаких отмен или отсрочек государство допускать не будет.
Управление поведением
Представители государства все чаще говорят, что они переходят от проверок к управлению поведением предприятий. Это означает создание условий, когда предприниматель просто не может выйти за пределы дозволенного в силу высокого риска.
В рамках этой концепции 54-ФЗ позволит отказаться от выездных проверок, заменив их постоянным мониторингом данных. По задумке, непрерывное нахождение «под колпаком» вынудит предпринимателей отказаться от практики занижения кассовой выручки. Чтобы добиться этого, ФНС будет проводить периодические контрольные закупки, проверяя поступление информации о чеках. К тому же планируется превратить в контролеров всех потребителей товаров и услуг. С помощью средств рекламы их будут стимулировать проверять пробитие чека по базе ФНС – например, убеждая, что не нужно собирать бумажные чеки, для отстаивания своих прав удобнее хранить электронные.
И таможня, и ФНС активно используют понятие «профили риска», когда при возникновении некоторых условий предприятие автоматически попадает под особый контроль. Новый порядок использования ККТ даст налоговой еще больше возможностей и «маячков». Например, поводом для пристального внимания станет:
- отсутствие чеков в течение какого-то периода,
- резкое изменение средней выручки,
- несоответствие динамики выручки конкретного магазина динамике, которую показывают аналогичные предприятия (магазины такого же профиля),
- несоответствие динамики выручки магазина динамике расположенных рядом точек (в том же торговом центре).
И это далеко не весь список. Любое такое отклонение станет поводом для контрольной закупки. К тому же ФНС получит возможность оперативно сравнивать данные касс с цифрами сдаваемых регулярных отчетов. В общем, не забалуешь. Все это, по задумке законодателей, позволит минимизировать возможность незаконных манипуляций с выручкой, и в итоге пополнить бюджет.
Третий этап
Онлайн-кассы – это третий этап развития системы контроля за соблюдением предприятиями порядка использования касс. На первом для проверок использовалась дублирующая бумажная лента. На втором ее заменили на ЭКЛЗ. Данные в ФНС поступали с задержкой в год. В роли надсмотрщика, гарантировавшего правильность передаваемых в налоговую данных, выступали центры технического обслуживания (ЦТО).
Онлайн кассы сами автоматически отправляют данные в ФНС, причем мгновенно. Поэтому прежние функции соглядатая стали не нужны. Однако в новой системе между предприятиями и налоговой тоже будет посредник – ОФД, только его задачи уже другие: помочь обработать большой объем данных.
Акцент в работе смещается с аппаратной части на программные средства. В отличие от ЦТО, которые представляли собой надсмотрщиков, плотно работающих с «железом», ОФД – это коммуникационная компания, ее функции похожи на функции компаний типа «Контур», «Такском» и других, кто занимается электронным документооборотом.
Что важно понимать магазину в связи с этими изменениями? Во-первых, что теперь расширяется сфера ответственности: мало пробить чек, нужно обеспечить, чтобы он дошел до налоговой. Помешать этому могут как неисправности кассы, так и сбои программного обеспечения, плохая работа каналов связи и т.д. Поэтому требования к оборудованию и вашим партнерам выходят на новый уровень.
Во-вторых, что теоретически появляются новые возможности для бизнеса. Операторы фискальных данных готовы предложить различные варианты сервиса по контролю за работой торговых точек, что облегчит управление магазинами и даст пищу для аналитики. К тому же через какое-то время они накопят общие данные по поведению покупателей и смогут помочь в прогнозировании спроса.
Электронный чек
Новый порядок вводит понятие «электронный чек». Более того – именно электронный вариант чека теперь становится основным, а прежний, бумажный, теперь перестал быть обязательным.
Такая замена – изменение важнейшее. Оно означает оперативность получаемой государством информации, переход на иной уровень детализации, и вовлечение в налоговый контроль практически каждого потребителя.
С оперативностью все понятно, а пункт про детализацию требует пояснений. Раньше налоговая получала информацию только о совокупных продажах магазина, теперь она будет иметь данные о каждом пробитом чеке, и даже каждой товарнолй позиции в нем. Налоговая служба задумала несколько форматов фискальных данных. Сегодня внедряется формат 1.0, который сохраняет только базовую информацию о суммах, товарах и налогах. Через какое-то время планируется прийти к формату 1.1, который будет поддерживать дополнительные поля описания товара, включая признак социального товара и информацию о конкретном проданном экземпляре. Например, применительно к товарам, подлежащим обязательной индивидуальной маркировке: сейчас это алкоголь и меховые изделия.