Новый ритейл: впечатления полковника Кольта
Аналитики по рынку часов, в том числе апокалиптической, достаточно. По розничной торговле в целом – тоже. В главной статье декабрьского номера «Часового бизнеса» мы попробовали свести одно с другим, поговорить о будущем часового ритейла. И пусть вас не смущает заголовок статьи: стреляться не предлагаем!
Нарастание скорости окружающих нас изменений видно невооруженным взглядом. Для розничной торговли важной вехой стал форум New Retail, который в середине ноября организовала «Почта России». Разумеется, целью компании было продвижение своих услуг по доставке, и состав тем и спикеров был подобран соответствующим образом, но многие прозвучавшие там мысли позволяют сформировать целостную картину изменений, которые происходят в нашей жизни вообще и в торговле в частности. Вопреки мрачным сценариям, и часы, и торговля часами останутся. Другое дело, что им предстоит стать другими. Какими? Увы, вопросов пока намного больше, чем ответов. В том числе у меня. И хотя готовых ответов нет, есть понимание трендов, которыми и хочу поделиться.
130 лет назад повсеместное появление автомобиля изменило мир. Сегодня точно такое же преобразование происходит благодаря компьютерам. Давайте посмотрим, что все это несет часовому рынку и в частности – системе дистрибьюции часов.
От владения к впечатлениям
Проблемы часового ритейла известны всем: падение интереса к часам как таковым, общее снижение покупательской активности, отток трафика из торговых центров, развитие умных часов, давление интернет-торговли. Факторы вроде бы разные, но если присмотреться, то все это – следствие цифровизации. А точнее, перехода от индустриального общества к эмоциональному, который оказался усилен цифровизацией.
Про эмоциональное общество мы писали в статье про итоги 2011-го года. Но 9 лет назад многое еще оставалось непонятным, да и проникновение «цифры», соцсетей, не было столь всеохватывающим. Сегодня же тема «экономики впечатлений» стала важнейшей в обсуждениях маркетологов.
На протяжении тысячелетий человек стремился владеть различными материальными вещами. Когда-то наличие каменного топора или стада коров означало более высокие, чем у соседей, шансы на выживание, и делало человека привлекательным. С тех пор многие вещи стали признаком статуса: «ты есть то, что ты ешь». Ситуация по менялась с 1960-х, когда для «золотого миллиарда» наступила пора изобилия. Пусть не яхты, но все реально необходимые товары стали доступны практически всем. Причем материальное воплощение статуса могло видеть прежде всего (и почти исключительно) окружение конкретного человека. И чтобы ваш статус заметили, вещи должны были быть большими: машина, яхта, дом.
Распространение интернет и соцсетей изменило картину. Они не просто открыли доступ к миллионам товаров.
Они, как полковник Кольт, сделали всех равными, - в том смысле, что позволили разделить свои эмоции каждому, независимо от имущественного положения.
Оказалось, что впечатления могут сделать человека привлекательным для других, поднять его статус не меньше, чем покупка дорогих вещей. Неосязаемые эмоции, которые раньше максимум хранились в семейном фотоальбоме, и которыми было почти невозможно поделиться с другими, стали своеобразной валютой.
Сегодня не так важно, что ты имеешь материального, важно, каким ты себя ощущаешь, что переживаешь, и какими эмоциями можешь поделиться с другими. Фраза «не запостил – значит не был» отражает суть новой системы ценностей.
Базу для этих ценностей создал интернет, и прежде всего – соцсети. Они стали могильщиком общества потребления в том виде, в каком мы знали его еще лет 10 назад.
Полностью опубликовано в «Часовой бизнес» №5-2019
Продолжение следует