Новый ритейл: окончание. Что, опять?

Предыдущая часть статьи

Говорят, что история развивается по спирали. Сегодняшний кризис часовой отрасли у нее не первый. Два предыдущих проходили по примерно одинаковому сценарию. Бог любит троицу?

Часовая отрасль действительно испытывает кризис. Но это не первый кризис в истории, например, швейцарского часпрома. Подобное происходило минимум дважды.

Первый раз в конце XIX века, когда американские компании перешли от ручного труда к машинному. Они научились изготавливать взаимозаменяемые детали, не требующие подгонки при сборке, что позволило выпускать товары в разы дешевле и качественнее, чем швейцарцы. Доверие к швейцарским часам оказалось настолько низко, что многие марки были вынуждены мимикрировать под американские или открыть свои предприятия в США. Второй кризис известен нам как кварцевый, - швейцарцы снова проспали изменения в технологиях.

Оба раза рынок отчетливо делился на две части: массовая дешевая продукция, превосходная по объективным потребительским свойствам, и уступающие ей по формальным признакам, но сохранившие привлекательность эксклюзивные товары, не подверженные технологическим изменениям. И оба раза швейцарцы на два десятилетия отползали на эти «запасные позиции», чтобы затем взять реванш.

Очень может быть, что и сейчас все повторится по той же схеме. Тем более, что технологии шагают дальше, и уже идут разговоры о внедрении «умного чипа» то ли в очки, то ли напрямую в мозг человека. Но носить что-либо на себе люди не перестанут.  Поэтому у продавцов часов перспективы намного лучше чем, например, у продавцов продуктов: тех на 100% заменят роботы…

«Никогда так не было, чтоб никак не было, - говорил Швейк, - Как-нибудь да будет!» И возвращаясь к полковнику Кольту, хочется закончить статью словами: мы еще повоюем!

Полностью опубликовано в «Часовой бизнес» №5-2019