Новый ритейл: часть 8. Конкуренты, которых мы любим
Как отметили в прошлой части статьи, ситуация у многих производителей часов такова, что от них можно ждать чего угодно. Ждать любых шагов, кроме помощи. Кого в этих условиях магазину опасаться больше всего?
В ком мы точно можем быть уверены, это в конкурентах. Причем тех, кого вы привыкли ими считать, я бы опасался меньше всего. Гораздо хуже те, кого мы не замечаем.
Первые – это сами производители, их бутики и создаваемые онлайн-магазины. По прогнозам швейцарской часовой федерации, к 2028 году они займут до 43% рынка против менее 9% в 2018-м. Нужно ли говорить, у кого они отнимут эту долю?
Вторые – маркетплейсы и универсальные площадки типа Wildberries. В докладе на выставке представитель Data Insight Андрей Шаповалов обращал внимание на цифры счетчиков карточек товара в Wildberries: у многих моделей стоит пометка «куплено 1000 раз» и более. По охвату и числу клиентов ни один часовой интернет-магазин не может сравниться с маркетплейсом даже среднего уровня. И если часовые магазины все же заинтересованы в сохранении маржи и стараются поддержать имидж часов, то маркетплейсы по своему устройству ориентированы на предложение лучшей цены.
Именно маркетплейсы и бренды, начавшие активную работу с ними, - вот главные разрушители рынка.
Третья группа конкурентов, которая грозит оказать существенное влияние на часовой рынок – ювелиры. Если вы считаете, что ситуация в вашем бизнесе тяжелая, посмотрите на соседей: там все в разы хуже. За последние годы ювелирный рынок сократился едва ли не на 80%, и неприятности не прекращаются. В этом году страны ЕАЭС подписали соглашение о взаимном признании клейм, и в Россию обещает хлынуть поток дешевого товара. Появление искусственных алмазов обрушило цены на бриллианты, а недавняя легализация продажи украшений через интернет грозит беспрецедентным рекламным давлением в сети. Ювелирные компании просто вынуждены искать новые ниши и товары, и они неизбежно придут в часы.
Как ни парадоксально, но непосредственно часовых конкурентов нужно любить.
Общение с ритейлерами из разных городов показывает одно и то же: закрытие одного магазина не приводит к росту продаж в других.
Вместо перетока трафика мы видим банальное снижение числа покупок. Каждый часовой салон – это реклама часов как продукта, которая стимулирует покупки в том числе и у вас.
Необходимо заканчивать противостояние и с гаджетами. Пора осваивать новый товар. Не выпячивать его, а подавать просто как еще одну категорию часов, со своими плюсами и минусами.
Полностью опубликовано в «Часовой бизнес» №5-2019
Продолжение следует