Новый ритейл: часть 6. Цифровизация времени

Предыдущая часть статьи

Картина, которую мы описали в  прошлых частях статьи про перемены в розничной торговле, кажется фантастической. Все эти перемены явно не докатятся  до нас. Хотя, может стоит присмотреться повнимательнее?

Фантастика постепенно становится реальностью и для России. Экосистему, похожую на Amazon, создал «Яндекс». Он готов хоть завтра запустить беспилотные авто, навигатор подсказывает рестораны, а телевизор на моей кухне активно общается с кем-то в интернете с четырех до пяти утра, пока мы считаем его выключенным.

В силу территории, ключевыми для нас долгое время были проблемы логистики. Но в ноябре «Почта России» пообещала доставлять посылки до крупнейших городов в течение двух дней, в города поменьше – в течение пяти. ЦУМ начал открывать региональные пункты выдачи, и объявил фиксированную цену доставки – 2000 рублей. Эта цифра ниже рыночной цены, но компания готова дотировать покупателей в рамках стратегии life time value. Вместе с заказом клиент получает кучу буклетов, карточку лояльности и прочие ништяки. С учетом колоссального выбора, который способна предложить «Меркури», мало кто сможет удержаться и не стать постоянным клиентом.

Но еще сильнее на рынок часов повлияют новшества «Перекрестка». Компания предложила бесплатную доставку заказов от 2000 рублей. Я попробовал – удобно! Еженедельный набор продуктов (молоко, сок, сахар, овощи и прочее) приезжает домой сам в удобное время. Пройдет несколько месяцев, услуга наберет популярность, и роль супермаркетов как генераторов трафика для торговых центров исчезнет.

300 грамм опыта

Что тогда станет с торговыми центрами? Часть прекратит существование. А часть из торговых превратится в преимущественно развлекательные.

Товары регулярного потребления (те самые 60%) будут приезжать домой сами, как Емелины ведра, но люди станут ходить в магазин, чтобы увидеть и попробовать что-то новое. По сути – за интересным опытом и впечатлениями,

с которых я начал свой рассказ. Тогда просто «сидеть на трафике», как сегодня делают большинство часовых магазинов, уже не получится. Нужно будет участвовать в его генерации.

Часовщики жалуются, что часы – ненужный товар. Но что может быть более ненужным, чем поход в театр? А этот рынок чувствует себя вполне неплохо, не говоря про концерты и фестивали. Посмотрите на поведение людей на концертах: они не столько смотрят, сколько транслируют происходящее со своих смартфонов. Растет доля питательно-развлекательного сегмента в торговых центрах. Люди все больше приходят туда не за товарами, а за впечатлениями.

Индустрия развлечений и общепит подтверждают: мы уже вошли в экономику впечатлений. И этот факт нужно принять за аксиому.

Полностью опубликовано в «Часовой бизнес» №5-2019
Продолжение следует