Новый ритейл: часть 5. Конец начала

Предыдущая часть статьи

Изменения приобрели такой масштаб, что нам иногда кается, что мы видим конец обычной розничной торговли. Но может дело в слове «обычной»? Достаточно ли революционны наблюдаемые нами изменения?

Рекламируя коаксиальный спуск, Omega говорила, что это первое реальное изобретение в часовом деле за 200 лет, со времен Бреге и турбийона. Проводя аналогию, последним значимым изобретением в торговле был товарный каталог, который появился в конце XIX века. Сперва он был черно-белым, затем стал цветным, перекочевал с бумаги на экран, но суть изменилась мало: это все тот же рубрицированный набор картинок с описаниями.

Но цифровизация торговли – это не просто перенос в цифровой вид бумажного каталога. Это смена шаблона потребления.

Покупателю больше не нужно ни ехать через весь город на рынок или в торговый центр, ни листать пункты каталога. Ему скоро и заказывать ничего не будет нужно: все, как в сказке, будет появляться само и вовремя, предвосхищая желания.

Уже существуют сайты, готовые платить пользователю деньги за сканирование тела. Получив эти данные, компьютерный ассистент точно подскажет, какая вещь как будет на вас сидеть, а значит, после пары покупок вы станете безоговорочно доверять его советам. Останется всего шаг до момента, когда утром вас будет ждать подсказка, что надеть сегодня на работу или на вечеринку, и готовый набор одежды на вешалке. Тогда сама мысль пойти в магазин за каким-то товаром станет не менее дикой, чем сейчас предложение горожанину сходить за водой с ведром к ближайшему ручью. Возможно, это кажется нам странным, но, как сказал Даг Стивенс, его отцу кажется странным GPS-навигатор: «откуда эта коробка знает, куда мне ехать?»

Что же делать ритейлеру, стреляться? Рано. По мнению Дага Стивенса,

мы стоим вовсе не у конца торговли, а на пороге конца начального этапа создания новой розницы.

Розница, не озаботившаяся выходом в интернет, скорее всего обречена. Но и те интернет-магазины, которые мы видим сейчас, – это вовсе не хайтек, это детище не XXI, а всего лишь XIX столетия. Они – переходный продукт, и уже скоро будут вынуждены уступить место сервисам предиктивной доставки и шоппинг-советниками в исполнении искусственного интеллекта.

Полностью опубликовано в «Часовой бизнес» №5-2019
Продолжение следует