Новый ритейл: часть 3. От желтых штанов к желтым авто
Интернет и соцсети разрушили общество потребления, введя новую валюту – эмоции. Они же отобрали у магазинов доверие и стали стимулами для развития вторичного рынка. Но влияние технологий гораздо сильнее. Какие глобальные перемены ждут нас на горизонте в 6-10 лет?
«Общество, лишенное цветовой дифференциации штанов, обречено» - эту фразу героя фильма «Кин-дза-дза» можно поставить эпиграфом ко всему периоду развития российского рынка 1990-2000-х годов. В России тогда наложились друг на друга два тренда: открытие пустого рынка и период первоначального накопления капитала, когда желтые штаны (крутые тачки, золотые «котлы», …) были главными признаками дифференциации. Период закончился в начале 2000-х. Какое-то время наш рынок еще катился по инерции, но затем мы пришли к «европейской модели потребления». Такой желанной когда-то, и такой печальной на деле. Ни тот период, ни «желтые штаны» уже не вернутся. Мы вошли в другую эпоху – эпоху желтых авто.
Осенью в соцсетях причитали: в России все плохо, Ford закрыл завод. И восторгались доступными ценами на услуги такси, которые установились благодаря агрегаторам: «Яндекс.Такси», Gets, Uber. Не видите противоречия? Подешевение и сокращение времени подачи такси снизило потребность в личном транспорте. В моей семье две машины имеют суммарный годовой пробег меньше 7000 км, то есть они просто не нужны. И я такой не один. В результате популярности агрегаторов такси и каршеринга, спрос на авто снижается по всему миру. Наши соцсети обошли молчанием, что одновременно с заводом в России Ford закрыл и предприятие в Англии.
И здесь возникают два вопроса.
Если мы охотно арендуем или покупаем на «вторичке» горные лыжи, автомобили, профессиональное оборудование, если молодежь отказывается от покупки жилья в пользу аренды, каковы шансы часового рынка удержаться в стороне от тренда на переход к шеринговой экономики?
И второй: как вообще будет выглядеть наш мир лет через 8-10?
Сегодня технологически все готово к запуску беспилотного транспорта. Единственное, что сдерживает – юридические аспекты: кто будет нести ответственность, если автоматический автомобиль наедет на человечного человека. Очевидно, что в течение максимум 2-3 лет этот вопрос каким-то образом урегулируют. И тогда еще через год-два исчезнет потребность в водителях такси. И резко снизится в водителях вообще, а также в автотранспорте: автопилотные машины смогут работать круглые сутки. По некоторым прогнозам, после внедрения беспилотных авто и особенно электромобилей, объем выпуска машин может сократиться в три раза. По цепочке, снизится потребность в металле, проводах, пластике. И – в рабочей силе, которая все это производила. Чем будут заняты миллионы людей? На что они будут жить? Как это отразится на рынке труда? Кому мы будем продавать наши товары, не только часы?
Перечисленные перемены – вовсе не фантастика и не далекое будущее. Повторюсь, что с технической стороны мир к этому уж готов.
Изменения наступят буквально через три года после разрешения использования беспилотных авто на дорогах общего пользования. Это значит, уже через 6-8 лет. Совсем скоро. Вспомните, что от 2008-го нас отделяет гораздо больше…
Полностью опубликовано в «Часовой бизнес» №5-2019
Продолжение следует