Новый ритейл: часть 2. Разрушители легенд
Продолжаем обсуждение изменений, которые происходят и еще произойдут в торговле. В прошлой части статьи мы говорили о том, что интернет и соцсети стали могильщиками общества потребления, каким мы знали его еще 10-20 лет назад. Сегодня – о том, как они повлияли на отношение к магазинам.
А рушить часовой ритейл интернет начал гораздо раньше, чем 10 лет назад, но здесь вина лежит только на самой торговле. Первое, что сеть отняла у розницы - компетенцию. «Покупатель приходит к нам информированным, иногда он знает о товаре больше, чем продавец», - эти фразы я слышу уже лет 15. Они должны были заставить производителей и владельцев магазинов бить набат, но ничего не произошло. К этому факту все отнеслись на удивление спокойно. А зря.
Много веков известен принцип: человек покупает у того, кому верит. Что должны были сделать магазины, когда доверие начало утекать в сеть?
Наращивать компетенцию продавцов. Что они сделали в реальности? Минимизировали затраты на персонал.
Помимо информации о товарах, интернет сделал общедоступной и информацию о ценах, тем самым лишив традиционный ритейл территориальной защищенности. Какое-то время еще действовал фактор трудности доставки, но спрос рождает предложение, и сегодня покупателю в глухой деревне под Пермью доступен точно тот же набор товаров, что и жителю Парижа, разве что подождать придется на несколько дней дольше. Но если я могу сам найти информацию лучше, чем расскажет продавец, сам могу обеспечить доставку, да еще и дешевле, чем продавец, т.е. я могу выполнить за магазин всю его работу, зачем мне такой магазин?
И ритейл повторяет судьбу офисов турагентств, которые почти исчезли за последние годы.
Делиться надо!
Интернету мы обязаны и шеринговой экономикой (переключением людей от покупки к аренде или использованию б/у вещей). Вопреки расхожему мнению, влияние падающих доходов здесь вторично. Если в России шеринговая экономика и интерес к подержанным товарам имеют пока ограниченный характер, то в «развитых» странах, где доходы населения не зависят от российского правительства, расцветают пышным цветом. Например, в 2019 году не менее 39% французов купили хотя бы одну вещь из категории подержанной одежды или модных аксессуаров, 10 лет назад эта цифра составляла всего 15%.
Главное – не иметь, а попробовать и поделиться впечатлением. Вторичный рынок дает эту возможность как тому, кто покупает товар первым и продает его почти в первозданном виде, так и следующему по списку.
По данным Boston Consulting Group, вторичный рынок генерирует сегодня 7% мировых продаж предметов роскоши. Он растет на 12% в год и к 2021 году достигнет $36 миллиардов долларов против $25 миллиардов в 2018-м. Причем фактор цены перестает быть определяющим: почти половина покупок совершаются по мотивам экологической или этической ответственности, а это означает революцию в сознании.
Полностью опубликовано в «Часовой бизнес» №5-2019
Продолжение следует