China Watch&Clock Fair. Большое неизвестное (часть вторая)

Первая часть статьи

Business to Media

Именно так расшифровывается аббревиатура В2М, которую я упоминал ранее. И именно в общем медийном воздействии заключается основная цель выставки в Шеньчжэне. China Watch&Clock Fair - это не В2В инструмент, как Baselworld или сентябрьская выставка в Гонконге. Это прежде всего медийное событие, призванное поддержать имидж отрасли и марок-участников.

Выставка является центральной частью Недели часовой культуры (Watch&Clock Culture Week), которая представляет собой целый цикл презентаций, конкурсов, лекций. Прямо в зале выставки была создана презентационная площадка Time Theatre, события на которой сменяли одно другое.

Приведу названия некоторых мероприятий:

  • Smartime Award 2018 – награждение победителей конкурса создателей «умных часов»;
  • Time Valley Watchaward 2018 - конкурс часовщиков;
  • China Precision Manufacturing Development Summit – форум компаний-производителей часов и точной механики;
  • Graffiti Live Invitation Contest;
  • Доклад про коллекцию интерьерных часов из дворца императоров - Запретного города.

Это и многое-многое другое на несколько дней надежно приковало внимание китайской прессы к часам. И – к компаниям-участникам мероприятия. В залах выставки я насчитал полтора десятка только фото- и видеооператоров в черных официальных жилетках с логотипом CWCF. Минимум двое крутились около меня во время встреч на стендах – из этих интервью китайцы тоже сделали целое событие. После таких усилий стоит ли удивляться, что местный покупатель очень благосклонно относится к китайским часам?

Лично мне серьезность подхода к развитию отрасли внушило уважение, которое еще больше усилилось, когда во втором зале, среди производителей корпусов-подставок-механизмов, я встретил два стенда: Шенчьжэнского института часов и носимых устройств и испытательного центра. Первая организация занимается обучением специалистов отрасли, маркетинговыми исследованиями и даже определением подлинности часов. Вторая структура призвана помочь заказчикам обеспечить качество товара. Клиентами тестировочного центра являются как зарубежные компании, желающие гарантировать качество получаемого из Китая товара, так и местные бренды, которым упоминание о соответствии продукции национальным стандартам помогает выиграть в конкурентной борьбе. Оба предприятия созданы часовой ассоциацией при поддержке городских властей, почти миллион долларов в оборудование испытательного центра инвестировал город.

Наперегонки

До поездки в Шеньчжэнь Китай представлялся мне страной, пытающейся догнать европейские и американские технологии. Но это верно лишь отчасти. В некоторых аспектах китайцы уже ушли вперед. Здесь активно применяются мобильные платежные системы (до чего нам еще только предстоит дойти); технология распознавания лиц стала настолько привычной, что используется даже при входе на выставку; про долю электромобилей на улицах Шеньчжэня я уже писал. Передовые методы активно внедряются и на часовых фабриках: стенды во втором зале выставки демонстрировали аддитивные технологии, порошковую металлургию, фотолитографию, китайцы автоматизируют производство и даже разрабатывают собственные специальные сорта масел. Именно они, а не японцы или американцы сегодня лидеры в создании «умных часов».

Здешние компании, по сути, автономны от остального мира как в плане производства, так и сбыта. В Китае выпускаются не только все виды комплектующих, но и практически все оборудование для их производства. Местами качество отстает от Швейцарии или Японии, но разрыв стремительно сокращается. А у относительной неизвестности китайского часпрома за пределами Поднебесной есть две причины: языковый барьер и отсутствие у здешних компаний планов по экспансии за пределы своей страны. Полтора миллиарда населения вполне достаточно для того, чтобы местные производители не особенно смотрели на другие рынки сбыта. На стенде Fiyta мне назвали объем продаж в США: полторы-две тысячи штук в год. При миллионном объеме выпуска это укладывается то ли в рамки статистической погрешности, то ли в строку «рассылка образцов». Бизнесом продажи даже на такой значимый рынок назвать нельзя.

Пока китайские компании продолжают присматриваться и уважительно относиться к европейцам и европейским брендам. Именно поэтому на выставку и деловую программу на особых условиях позвали представителей AHCI («Академия независимых часовщиков») во главе с Константином Чайкиным, видимо, по той же причине пригласили и меня. Но глядя на темпы развития Шеньчжэня понимаешь, что имеющееся отставание совсем скоро будет преодолено. И как знать, не будут ли лет через 5 уже швейцарцы ездить за идеями и новинками в Китай?