30 Ноябрь -1
Сокращение продаж товаров класса люкс за 9 месяцев составило 18%
Журнал «Эксперт» проанализировал падение спроса на люксовые товары в России. Сокращение продаж товаров класса люкс по итогам десяти месяцев по данным Esper Group составило 18% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по итогам года снижение прогнозируется на уровне до 30%. При этом в стоимостном выражении рынок останется в плюсе — вырастет на 4%. За первое полугодие по сравнению с прошлым годом рынок сократился всего на 6% в натуральном выражении. . Однако на конец октября этот показатель утроился, и оптимизм участников рынка продолжает снижаться. Отток русских клиентов способствует и снижению продаж в таких традиционных центрах реализации люкса, как Лондон, Париж, Милан, Дубай, где продажи сократились на 20–40%.
Главная причина спада продаж в России – отказ от покупок представителей среднего класса, которые совершали до трети всех покупок на рынке люкса. В этом году настроение среднего класса резко изменилось. Он почувствовал стагнацию в экономике, перестал видеть перспективы роста, набранные кредиты легли тяжелым бременем, цены из-за роста валютного курса стали неподъемными, возросла неопределенность в экономике и в жизни вообще. Обеспеченные покупатели также меняют стратегию поведения. Ухудшение экономической ситуации в стране привело к ухудшению материального положения многих в прошлом обеспеченных людей. В итоге они тоже начали считать деньги, стали реже совершать покупки, сократили разовое количество покупок — приобретают одну вещь, а не три, как раньше.
Сегодня многие игроки люксового рынка настроены весьма скептически, ожидая, что падение продаж может затянуться на три-пять лет. Аналитики Esper Group считают этот прогноз излишне пессимистическим и ждут существенного оживления рынка уже в марте будущего года, когда на рынке появятся новые покупатели. Среди «новичков» российского шоппинга – те, кто отказывается от путешествий для покупок за границей. Рост курса валют в последнее время приводит к тому, что экономия от зарубежного шопинга становится все более сомнительной. Притом что, например, в России пока еще можно купить товар по старому курсу, к тому же у многих покупателей есть карты лояльности, скидки по которым доходят до 30%.
Еще один фактор, который может способствовать активизации спроса внутри страны помимо сокращения трэвел-шопинга, — меньшее количество покупок в зарубежных онлайн-магазинах.
«На развивающихся рынках люди не могут долго себя ограничивать, — считает глава Esper Group Дарья Ядерная. — У нас потенциал роста огромный при любом раскладе, потому что покупательная способность населения очень большая. Деньги у людей есть, накоплены. Просто сейчас у нас очень низкий индекс готовности тратить. Но на развивающихся рынках потребитель быстро адаптируется к новым условиям и продолжает жить. Сейчас плохо, сложно, неопределенно, но если эта неопределенность продлится несколько месяцев, мы привыкнем, научимся жить с евро по 55, по 60 рублей. Так всегда было».
Учитывая все эти соображения, Esper Group выдвигает следующий прогноз: ожидаемые в последующие годы потери рынка в физическом обороте — 10%, рост денежных доходов в связи с ростом валютного курса — порядка 4–5%. Объем рынка люкса в 2014 году составит 10 млрд долларов, а к 2025 году он удвоится.
Среди других прогнозов: продолжение самостоятельного развития брендов на отечественном рынке и выход в регионы. При этом география должна меняться. Сейчас 77% продаж люксового товара сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге (из них 60% — в Москве), компании также рассматривали выход в Екатеринбург и Сочи. Аналитики определяют следующий ряд городов по мере убывания их привлекательности для продажи люксовых товаров: Москва, Екатеринбург, Казань, Санкт-Петербург, Краснодар, Самара. На данный момент переоценены, по мнению экспертов, Петербург, где покупатель крайне консервативен, и Сочи, где обеспеченные люди отдыхают, но ничего не покупают. Екатеринбург, несмотря на свое развитие, также не слишком привлекателен из-за сложившейся у населения модели умеренного потребления.