18 Ноябрь 2024
Bain: на рынке люкса произойдет первое замедление после Великой рецессии
Мировые расходы на предметы роскоши достигнут почти 1,5 триллиона евро в 2024 году. Показатель останется в пределах от -1 до 1% по сравнению с 2023 годом. Об этом говорится в последнем отчете компании Bain & Company, опубликованном в сотрудничестве с Altagamma.
Аналитики Bain ожидают, что на рынке предметов личной роскоши произойдет первое замедление после Великой рецессии, за исключением ковида, с уровнем -2% при текущих обменных курсах по сравнению с прошлым годом. Эта тенденция – особенно острая среди поколения Z, чья поддержка люксовых брендов продолжает снижаться. Это привело к сокращению клиентской базы люксовых брендов примерно на 50 миллионов за последние два года. Тем временем крупнейшие клиенты продолжают увеличивать свою долю потребления предметов роскоши, хотя и они постепенно теряют ощущение эксклюзивности от брендов.
«Расходы на предметы роскоши в этом году продемонстрировали замечательную стабильность, несмотря на макроэкономическую неопределенность, во многом обусловленную аппетитом потребителей к роскоши», — говорит Клаудия Д'Арпицио, партнер Bain & Company. «И тем не менее, 50 миллионов потребителей предметов роскоши либо отказались от рынка предметов роскоши, либо были вынуждены покинуть его за последние два года. Это сигнал для брендов о том, что пришло время скорректировать свои ценностные предложения. Чтобы вернуть клиентов, особенно молодых, брендам необходимо проявлять творческий подход и расширять темы для коммуникации. В то же время они должны держать своих главных клиентов в центре внимания, удивляя и радуя их, одновременно открывая для себя заново общение между людьми. Для всех клиентов будет крайне важно удвоить усилия по персонализации, используя технологии для достижения этой цели в больших масштабах».
Расходы на впечатления продолжают оставаться на пике популярности в люксовом сегменте, поскольку потребители переключают расходы на путешествия и мероприятия, отдавая предпочтение личному обслуживанию и оздоровлению, а не материальным товарам. В то же время большой интерес вызывают экспериментальные товары, особенно предназначенные для состоятельных людей, такие как яхты, автомобили и самолеты, отмечают аналитики.
Какие категории на плаву
Положительную динамику переживает люксовая косметика (потребители тяготеют к «маленьким удовольствиям») и очки. Ювелирные изделия сохраняют сильные позиции, чему особенно благоприятствует сегмент высокого ювелирного искусства, а также весьма позитивные результаты на рынке США. Между тем, в секторе часов, изделий из кожи и обуви наблюдается спад, поскольку потребители становятся все более избирательными в покупках, хотя небольшие кожаные аксессуары и предметы первой необходимости по-прежнему представляют интерес для поколения Z.
Поскольку потребители ищут выгодные покупки, рынок секонд-хенда набирает обороты, причем активную динамику демонстрируют ювелирные изделия, одежда и изделия из кожи.
Бренды будут возвращать трафик в магазины
Поскольку большинство обычных люксовых магазинов страдают от резкого падения посещаемости, аутлеты демонстрируют превосходящие результаты, что обусловлено стремлением потребителей к выгодным покупкам. Этот канал набирает популярность как предпочтительный для входа на рынок, т.к. потребители отказываются от услуг с полной ценой. Тем временем онлайн вступает в зону нормализации после постпандемических колебаний. В условиях, когда потребители все чаще ищут захватывающий, персонализированный и курируемый брендом опыт, успешные бренды будут возвращать трафик в магазины, предлагая дифференцированные ценностные предложения и расширяя взаимодействие с клиентами в магазинах, полагают аналитики Bain.
Регионы
Северная и Южная Америка: В США наблюдается увеличение квартальной траектории роста, несмотря на колебания потребительской уверенности и замедление трафика в ключевых городах. За пределами США показатели более поляризованы. Канада продолжает бороться с нехваткой китайских туристов, в то время как Мексика и Бразилия наблюдают позитивные тенденции.
Азиатско-Тихоокеанский регион: Япония продолжает лидировать в мире по росту продаж предметов роскоши благодаря благоприятным курсам валют и связанному с этим резкому росту туристических расходов в первой половине 2024 года. Однако в последнее время темпы роста замедлились из-за перестройки цен. Напротив, в материковом Китае наблюдался резкий спад, который усугублялся в течение года, поскольку внутренние расходы сократились из-за слабого доверия потребителей и оттока китайских туристов в близлежащие регионы и Европу.
EMEA: Европа демонстрирует более сильные, нормализующиеся темпы роста в течение последних кварталов, причем спрос поддерживается притоком туристов, особенно в городах первого уровня и курортных местах на юге Европы. В Великобритании и Северной Европе наблюдается более ограниченный приток нацеленных на люкс туристов. Картина меняется на Ближнем Востоке, поскольку региональная напряженность влияет на приток туристов.
Развивающиеся рынки представляют собой новые потенциальные направления роста, в том числе в Латинской Америке, Индии, Юго-Восточной Азии и Африке, которые, как ожидается, к 2030 году добавят более 50 миллионов потребителей предметов роскоши из числа представителей высшего среднего класса.
Позитивные прогнозы
Ожидается, что в течение 2025 года на рынке предметов роскоши ситуация несколько улучшится, хотя это во многом зависит от развития макроэкономических сценариев в ключевых регионах. Что касается прогнозов до 2030-го, то рынок, скорее всего, вступит в долгосрочную положительную траекторию с более доступной потребительской базой.