08 Октябрь 2024
Мировой индекс продаж часовой розницы в минусе третий месяц подряд
Согласно сводному индексу SO8 от компании The Mercury Project, который измеряет динамику розничных продаж часов и ювелирных изделий на восьми основных рынках (США, Китай, Гонконг, Япония, Сингапур, Великобритания, Германия и Франция), продажи снижаются с мая. Удивительный рост, наблюдавшийся в 2022 и 2023 годах, теперь подошел к концу, отмечают аналитики. Первоначальное замедление роста в первом квартале 2024 года сменилось спадом: показатель упал на -3,3% в мае, -0,7% в июне и -3,3% в июле.
Снижение особенно очевидно в Китае, а также в Гонконге и Макао. По сравнению с первыми семью месяцами года розничные продажи часов и ювелирных изделий в Китае снизились на 1%, особенно сильно в мае (-11%) и июле (-10,4%). Показатель за август (-12%) только подтверждает эту тенденцию. Часовая ювелирная розница пострадала особенно сильно по сравнению с другими секторами китайского розничного рынка. Розничная торговля в целом стабильно восстанавливалась на протяжении всего года: общий объем розничных продаж потребительских товаров (за исключением автомобилей) вырос на 4% за первые семь месяцев. Некоторые крупные города и провинции сыграли особую роль в спаде продаж часов и ювелирных изделий, например, Шанхай (-19,2% за первые семь месяцев), Тяньцзинь (снижение на 11% за тот же период) и Хайнань (- 19,1%).
Тенденция к снижению розничных продаж часов и ювелирных изделий в Гонконге началась с резкого двузначного снижения в марте и достигла 25% в июле, несмотря на 9-процентное увеличение числа посетителей. Но эти посетители, в основном из материкового Китая, осторожно тратят деньги и ищут более интересные и разнообразные впечатления, а не часы, отмечают эксперты. В Макао во втором квартале произошло падение на -31,6%, это снижение также связано с высоким базовым показателем, связанным с высвобождением сдерживаемой покупательной способности на фоне возобновления местной экономической активности в начале 2023 года. Почти все категории розничной торговли здесь столкнулись с падением продаж.
Сектор розничной торговли часами и ювелирными изделиями в Великобритании на фоне шатких экономических условий и отсутствия dutyfree-магазинов испытывает трудности уже более года. После непростого 2023 года со снижением на 1,8%, спад за первые семь месяцев года был еще более значительным и составил -7,9%.
В США, где инфляция и уровень безработицы снизились, а общие розничные продажи превысили прогнозы, восстановление розничной торговли часами и ювелирными изделиями продолжилось. С +5,9% июль стал лучшим месяцем в году: за первые семь месяцев года рост составил 4%. Однако медленно восстановление этого рынка оказалось недостаточным, чтобы уравновесить слабость других рынков. Кроме того, показатели розничных продавцов на этом нестабильном рынке сильно различались: от Signet Jewellers, потерявшей 7% в Северной Америке за квартал, закончившийся 3 августа, до Movado Group, потерявшей 0,3% во втором квартале в США, и Richemont Group с ростом на 10% в Америке за тот же период. За тот же квартал Pandora сообщила о росте продаж на 14%, что обусловлено открытием новых магазинов и устойчивым ростом на +5% по сравнению с аналогичным периодом.
В Германии и Франции, где в течение года наблюдались многочисленные месяцы подъемов и падений, за первые семь месяцев года рост розничных продаж составил 3,3% и 5,4% соответственно. Однако экономическая и политическая неопределенность сохраняется в обеих странах, и это может привести к тому, что потребители займут выжидательную позицию, замечают аналитики. Например, розничные продажи часов и ювелирных изделий во Франции в июне внезапно упали на 3,1%, что, возможно, можно объяснить досрочными парламентскими выборами. GoldStory (и ее основная сеть Histoire d’Or) сообщили о росте продаж во Франции на 0,6% во втором квартале, чему способствовал рост продаж в электронной коммерции на 7,9%. За тот же период Pandora сообщила о росте продаж на 13% благодаря открытию бутиков с неизменным уровнем сопоставимых продаж. В Германии продажи во втором квартале упали на 0,9%.
Конкурентоспособность розничной торговли Сингапура, отмеченная сильным прибытием туристов, в основном из Китая, и поездками местного населения за границу в привлекательные места для шопинга, снижается из-за более высокого уровня цен по сравнению с другими экономиками АСЕАН, а также из-за сильного сингапурского доллара. Продажи часов и ювелирных изделий резко выросли на +6,1% за первые семь месяцев 2024 года, что значительно опережает общий рост розничных продаж в Сингапуре (снижение на 0,2%). Однако эта тенденция остается хрупкой, поскольку положительные результаты за последние три месяца до июля (+2,2%) обусловлены только ростом цен в розничной торговле часами и ювелирными изделиями. Финансовые результаты The Hour Glass и Cortina должны выйти в ноябре.
Япония остается лидером по розничным продажам часов и ювелирных изделий. За первые семь месяцев японские универмаги сообщили об удивительном росте продаж часов и ювелирных изделий на 23,8%, чему способствовали продажи туристам и ослабление иены. Однако этому может прийти конец, предупреждают эксперты. Показатель августа уже подтвердил замедление темпов роста до 9,4% после шести стабильных месяцев высокого двузначного роста.