16 Февраль 2023
2022-й стал годом антирекордов для рынка торговой недвижимости
В NF Group подсчитали, что объем введенных в эксплуатацию в 2022 году ТЦ в столице снизился на 66% относительно 2021-го (суммарная арендопригодная площадь - 123,7 тыс. кв.м вместо 359,6 тыс. кв.м). В компании 2022-й назвали годов антирекордов. Ввод 2022 года является минимальным за анализируемый десятилетний период. Новое предложение обеспечили 10 ТЦ районного и окружного форматов, причем более половины открытий были техническими. Торговые центры районных и окружных форматов демонстрировали большую устойчивость к кризисным факторам, чем суперрегиональные и региональные объекты, так как ориентированы в первую очередь на сегмент FMCG и меньше зависят от арендаторов, остановивших деятельность в России.
По итогам 2022 года средний уровень вакантности в торговых центрах Москвы составил 15,6%, увеличившись на 1,9 п. п. за год и на 1,1 п. п. за квартал. Рост доли свободных площадей обусловлен оптимизацией торговых точек ретейлеров, столкнувшихся с негативным влиянием пандемии и геополитических событий, и уходом международных брендов, занимавших большие площадки в крупных торговых объектах столицы. Несмотря на это, пустующие блоки постепенно начинают арендовать новые операторы, что сдерживает выход большого объема высвобождающихся площадей на рынок. Одним из способов заполнения крупных помещений является деление на более мелкие блоки с целью оптимизации форматов и диверсификации рисков.
В 2022 году посещения торговых центров стали целевыми в связи с изменившейся на фоне сохраняющейся неопределенности модели поведения, направленной на экономию и сокращение импульсивных покупок. Потребители продолжают приобретать товары первой необходимости, но остальные покупки совершаются с учетом надобности и сезонности, отмечают аналитики.