01 Декабрь 2022
Индустрия моды снова столкнулась с трудностями
После 18 месяцев устойчивого роста (с начала 2021 года по середину 2022 года) индустрия моды снова столкнулась с трудностями, отмечается в отчере The State of Fashion 2023 от McKinsey и BoF. Гиперинфляция и подавленное настроение клиентов уже привели к снижению темпов роста во второй половине 2022 года. Аналитики ожидают, что замедление, вероятно, продолжится и в 2023-м. Однако многие игроки отрасли находятся в более сильном положении, чем год назад. Выручка индустрии моды увеличилась на 21% в 2020–2021 годах.
Эксперты прогнозируют, сектор предметов роскоши превзойдет остальную отрасль, поскольку богатые покупатели продолжают путешествовать и тратить деньги и, таким образом, остаются более изолированными от последствий гиперинфляции. Ожидается, что в 2023 году люксовый сектор вырастет на 5–10 % благодаря сильному импульсу в Китае (прогнозируется рост на 9–14%) и в США (увеличение на 5–10%). Европа, с другой стороны, находится под сильным давлением валютных курсов и усиливающегося энергетического кризиса, которые, вероятно, приведут к умеренному росту продаж в секторе предметов роскоши (по прогнозам, рост составит от 3 до 8 процентов).
При этом в целом рынок моды, за исключением люкса, с трудом сможет обеспечить значительный рост в 2023 году. В McKinsey прогнозируют относительно медленный рост продаж на уровне от -2 до +3%, отягощенный сокращением европейского рынка (ожидается сокращение от 1 до 4%). Ожидается, что в Китае и США дела пойдут лучше, рост составит от 2 до 7% и от 1 до 6 процентов соответственно. Эти прогнозы отражают инфляцию и рассчитываются в местной валюте, а это означает, что реальное влияние на сектор может быть более негативным, чем предполагают эти цифры.
Согласно результатам ежегодного опроса Business of Fashion и McKinsey State of Fashion Survey, в наступающем году руководители будут думать об инфляции в первую очередь. Они ожидают, что инфляция подорвет потребительский спрос, вынуждая покупателей сокращать расходы на моду или покупать менее дорогие товары, поскольку их счета за электроэнергию и цены на продукты растут. Модные компании также ожидают, что инфляция приведет к росту их затрат: 97% руководителей прогнозируют, что стоимость проданных товаров и коммерческие и административные расходы вырастут в 2023 году. Например, цены на хлопок и кашемир выросли на 45% и 30% в годовом исчислении.
Макроэкономическая и политическая неопределенность продолжает мешать бизнес-операциям и увеличивать репутационные риски. Серьезную озабоченность отрасли вызывает ситуация на Украине, которая уже нарушила торговые пути и спровоцировала энергетический кризис, и дальнейшие вспышки ковида в Китае, также нарушившие цепочки поставок.
Глобальный экономический спад все больше отражается на покупательских привычках потребителей, и индустрия моды ожидает, что в предстоящем году спрос будет ослаблен или непредсказуем. Эксперты прогнозируют, что различия между покупательскими привычками домохозяйств с низкими и высокими доходами станут более заметными: одни будут экономить, а вторые продолжат тратить в основном, как и прежде.