08 Ноябрь 2022

Четвертый квартал может стать для ритейла худшим за всю современную историю

Выступая на форуме «Дни ритейла в Сибири», генеральный директор INFOLine Иван Федяков отметил, что потребительский рынок в третьем квартале 2022 года застыл в состоянии неопределенности. В сегментах non-food динамика розничного товарооборота глубоко ушла в отрицательную зону. Оборот продуктов питания и товаров первой необходимости хоть и показывает небольшой прирост, но происходит это исключительно за счет инфляции. В целом ситуация выглядит печально, и в деталях показатели приобретают устрашающие значения, подчеркнул аналитик.

«Поквартальная динамика сопоставимых продаж лидеров FMCG-рынка тревожит – III квартал 2022 года по показателю LFL стал худшим для розничной торговли за всю современную историю, – убежден Иван Федяков. – Естественные демографические потери, геополитическая миграция, режим жесткой потребительской экономии, когда все большее число покупателей ставит на первое место фактор цены – эти причины весьма драматично меняют ландшафт отрасли». В третьей четверти 2022 года рост сопоставимых продаж даже у лидеров категории продуктов питания не просто отстает от продуктовой инфляции, а находится существенно ниже ее уровня, оценил ситуацию глава INFOLine. При 15-20-процентной инфляции в сегменте потребительских товаров продажи в магазинах «Перекресток» растут всего на 6,3%; в «Ленте» – на 1,3%, а в ее малых форматах показывают снижение почти на 7%; ниже нуля и LFL гипермаркетов «О’Kей». Даже в дискаунтерах Fix Price наблюдается существенное снижение трафика и физического объема продаж. Уже сейчас не менее трети магазинов работают в убыток, и это не может продолжаться долго.

В IV квартале 2022 года ситуация рискует ухудшиться еще, прогнозирует Иван Федяков. «Если в ближайшее время ситуация не изменится в лучшую сторону, то с наступлением нового года мы рискуем получить, во-первых, череду банкротств, а во-вторых, уход с рынка уже не только иностранных, но и российских компаний», ­– прогнозирует эксперт.


ритейл Статистика