12 Апрель 2022
Из России ушли 160 ритейл-компаний
По данным Knight Frank, на сегодняшний день насчитывается порядка 160 ритейл-компаний (включая онлайн-магазины), объявивших о приостановке коммерческой, инвестиционной деятельности, а также поставок на территорию России. При этом только шесть из них заявили об окончательном уходе с российского рынка. На сегодняшний день об окончательном прекращении деятельности на территории России объявили шесть игроков: финская продуктовая сеть Prisma, оператор общественного питания Hesburger, финская сеть FMCG Paulig (в том числе, одно офлайн-заведение Paulig Café&Store в формате стрит-ритейл), украинская сеть общественного питания Ninja Sushi, датская сеть товаров для дома Jysk и азиатская сеть магазинов товаров для здоровья и красоты Watsons.
Доля временно приостановивших свою деятельность ритейлеров от общего количества арендаторов варьируется в зависимости от класса торгового центра и составляет от 10 до 25%. Большая часть этих компаний представлена фэшн-брендами (21%), на втором месте – автомобили (13%), за ними следует сектор FMCG (10%). С уходом иностранных ритейлеров посещаемость в торговых центрах уже снизилась на 6% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года, а уровень вакантности в новых проектах может вырасти до 30–35%.
Продолжающие работу ритейлеры сталкиваются со сложностями в поставках. Потери несет и рынок логистики. На данный момент известно о приостановке деятельности 10 иностранных логистических компаний: DHL (США); Yang Ming (Тайвань); UPS (США); Shipco (Дания); Mediterranean Shipping Company (Швейцария); Maersk (Дания); FedEx (США); CMA CGM (Франция); Ocean Network Express (Япония) и Hapag-Lloyd (Германия).
В компании отмечают, что сроки открытий большей части проектов, заявленных к вводу в 2022 году, будут скорректированы из-за вероятности вывода на рынок новых объектов с высоким уровнем вакантности: в новых торговых центрах средний показатель по итогам 2021 года составил 23%, а в текущих реалиях он может вырасти до 30–35%. Всего за I квартал 2022 года было введено два торговых центра и еще два завершили строительство. Однако в итоге открылся только ТЦ Discovery, а другие торговые объекты перенесли сроки открытий.