13 Февраль 2021

Коронавирус снизил доходность ритейлеров

По оценкам компании Knight Frank, средний показатель доходности сетевого ретейлера по итогам 2020 года составил около 3%, тогда как десять лет назад он был в два раза выше. В связи с этим выдерживать прежний уровень арендной нагрузки не получится и, соответственно, в ближайшей перспективе коммерческие условия будут пересматриваться. Эксперты отмечают, что помимо прямого негативного влияния пандемических мер на финансовые показатели большинства ретейлеров, свой отпечаток накладывают ослабление рубля, волатильность курса валют, внедрение маркировок и онлайн-касс, рост дополнительных расходов – доставка для онлайн-заказов, обеспечение офлайн-точек антисептиками, масками и перчатками.

Старший директор департамента торговой недвижимости Cushman & Wakefield Анна Манькова отмечает, что в Москве обороты арендаторов торгцентров сократились в среднем на 25%. Замдиректора отдела разработки концепций торгцентров CBRE Николай Смирнов оценивает среднее падение товарооборота на 20–30%, пишет Коммерсантъ.

В IV квартале 2020 года уровень арендных ставок на торговые помещения в ТЦ остался в прежнем ценовом диапазоне относительно предыдущего квартала. Но по сравнению с аналогичным периодом прошлого года ставки аренды снизились под влиянием мер по предотвращению пандемии и экономического кризиса, подсчитали в Knight Frank. Во II квартале 2020 года они сократились на 25% относительно границ диапазонов базовой арендной ставки для якорных арендаторов и операторов торговой галереи с небольшой площадью помещений по сравнению с прошлым годом и I кварталом текущего года.

Восстановления трафика ТЦ в России до докризисного уровня можно ожидать не ранее четвертого квартала 2021 года, а по некоторым сегментам, например развлекательным центрам и кинотеатрам, – не ранее конца 2021 года, полагают аналитики. Во-первых, определенные ограничения, связанные со сдерживанием распространения вируса, физически уменьшат «пропускную» способность объектов, во-вторых, покупательское поведение претерпит изменения: это и естественная осторожность после прошедших месяцев самоизоляции, и снижение покупательских возможностей, и переориентация на онлайн-шопинг.


торговые площади