09 Февраль 2021

192 000 кв.м. вместо 600 000 кв.м. - итоги рынка торговой недвижимости

По данным компании CBRE, объем нового ввода торговых площадей в регионах России по итогам 2020 г. составил 192 тыс. кв. м из заявленных в начале года девелоперами 600 тыс. кв. м и стал минимальным за последние 10 лет. Ожидаемый объем ввода на 2021 г. составляет около 400 тыс. кв. м.

Этот объем сформирован значительной долей объектов с перенесенной датой открытия с 2020 на 2021 г. Из них 100 тыс. кв. м заявлено к открытию в городах с численностью населения от 100 до 300 тыс. человек, таких как Грозный, Тамбов, Нефтеюганск. Интересно, что около 50% торговых площадей, заявленных к открытию  в 2021 г., расположены в Приволжском федеральном округе.

Эксперты отметили, что Нижнекамск, Киров и Пермь имеют низкую обеспеченность качественным предложением, а в Нижнем Новгороде последний крупный ТЦ был открыт шесть лет назад.

Эксперты также проанализировали посещаемость региональных ТЦ. Посещаемость в региональных торговых центрах после повторного открытия восстанавливалась по разному, в зависимости от действующих ограничений (в ряде регионов они вводились повторно), уровня доходов населения и наличия качественного предложения торговых площадей.

Покупатели медленнее возвращались в торговые центры в городах с низким уровнем доходов, а также в городах, где по прежнему сохраняется дефицит качественного предложения.

При этом, начиная с сентября наблюдается замедление темпов восстановления и снижение трат населения практически во всех категориях товаров. Это связано со сдерживанием потребления «второй волной» коронавируса которая началась во второй половине сентября.


торговые площади