24 Декабрь 2019

ТЦ продолжают терять посетителей

Shopping Index в торговых комплексах в Москве в 2019 году был на 17% ниже уровня 2013 года, такие данные Watcom Group приводит Коммерсантъ. Одна из причин снижения трафика - переход на онлайн-покупки, говорят эксперты. Прирост российского рынка fashion e-commerce по итогам 2018 года превысил 20%. Тренд сохранился и в этом году: по расчетам Data Insight, в первом полугодии в денежном выражении объем рынка интернет-торговли достиг 725 млрд руб., увеличившись на 26% относительно аналогичного периода прошлого года.

В результате падает посещаемость ТЦ и их арендаторов. Мода на строительство крупных торгцентров сходит на нет. В сравнении с 2015 годом площадь среднего объекта снизилась в четыре раза, а на 2020 год не заявлен ввод ни одного объекта больше 100 тыс. кв. м, свидетельствуют данные «Магазина магазинов».

На этом фоне ТЦ перестраиваются с торговли на развлечения. Руководитель департамента торговой недвижимости JLL Полина Жилкина отмечает, что с 2008 года доля развлекательных площадей в качественных торгцентрах выросла более чем в три раза: с 4% до 13% в 2019 году от общего объема арендопригодных площадей. Лидерами по этому показателю эксперт называет «Авиапарк», «Ривьеру», Vegas Crocus City и ЦДМ на Лубянке: развлекательные зоны здесь занимают от 27% до 32%. По оценке Cushman & Wakefield, в среднем развлекательная составляющая помогает увеличить посещаемость на 15–20%. Анна Лебсак-Клейманс объясняет, что торгцентры и ритейлеры сейчас стараются организовать для покупателей lifestyle shopping experience, который недоступен онлайн и возможен только за пределами монитора. По оценкам аналитиков, к 2023 году торговля может вовсе исчезнуть из 100 объектов общей площадью 1,2 млн кв. м.


торговые площади