20 Декабрь 2019
Интернет-торговля является конкурентом традиционной только в Москве и Санкт-Петербурге
Компания CBRE подвела итоги года, связанные с ритейлром и торговой недвижимостью. По итогам 2019 г. ввод в эксплуатацию торговых площадей в столице составит 286 тыс. кв. м. (10 объектов с торговой составляющей), что на 53% превышает показатель 2018 г.. Рост связан с открытием двух крупных объектов – ТРЦ «Саларис» (GLA 105 тыс. кв. м) и ТРЦ «Остров мечты» (GLA 70 тыс. кв. м, открытие заявлено на декабрь 2019 г.). Тем не менее, эксперты в ближайшие 2 года ожидают снижения объемов нового ввода и сокращения средней площади новых объектов. Заявленный девелоперами объем ввода в 2020 г. составляет 250 тыс. кв. м. Средняя площадь открытых ТЦ в 2019 г. составила 28,6 тыс. кв. м. , в 2020 г. – 14,5 тыс. кв. м.
Уровень вакантных площадей в торговых центрах Москвы снижается последние 3 года. При этом, вакансия в торговых центрах, открытых в 2018 -2019 г. выше среднего показателя: новые объекты открываются не полностью заполненными арендаторами. Серьезных предпосылок для роста уровня вакантных площадей в ТЦ Москвы в 2020-2021 г. нет, так как строящиеся объекты представляют собой либо небольшие районные торговые центры (площадью менее 15 тыс. кв. м), либо торговые площади в составе или рядом с новыми жилыми комплексами и ТПУ. Арендные ставки в ТЦ Москвы в течение года оставались стабильными, однако заметен незначительный рост в ставках аренды по закрытым сделкам. В 2020 г. аналитики полагают, что для московских торговых центров ставки останутся примерно на том же уровне. Средневзвешенная премиальная ставка (первый этаж, оператор категория «одежда/обувь») в топовых ТЦ составляет 256 тыс. руб./год, в других качественных ТЦ с высокими показателями посещаемости и конверсии – 85 тыс. руб/год.
С начала года на российский рынок вышло 16 новых международных брендов, которые открыли полноформатный магазин и 9 брендов, которые открыли корнеры. О закрытии своих магазинов заявили Under Armour (спортивные товары) и Thomas Sabo (ювелирные изделия и часы) и Superdry (одежда).
По предварительным итогам 2019 года в региональных городах России объем ввода новых площадей составит 374 тыс. кв. м и превысит прошлогодний показатель в 1,8 раз. 40% объема введенных площадей (150 тыс. кв. м) расположены в городах Дальнего Востока – Владивостоке (ТРЦ «Калина Молл» - 46,3 тыс. кв. м), Уссурийске (ТРЦ «Уссури Молл» - 16 тыс. кв. м)- 46,3 тыс. кв. м, Хабаровске («Броско Молл» - 58,5 тыс. кв. м), Южно-Сахалинске («Мега Березка» - 20 тыс. кв. м). В 2020 году ожидается объем ввода новых площадей на уровне 630 тыс. кв. м. 340 тыс. кв. м строящихся торговых площадей с заявленным вводом в 2019-2021 гг. расположены в городах Приволжского федерального округа – Казани («Казань Молл» 53 тыс. кв. м), Перми (ТРЦ «Планета» 83 тыс. кв. м), Кирове (ТРЦ «Время Простора, 2 фаза – 60 тыс. кв. м), а также в Самаре и Нижнекамске.
Помимо этого, в отчете CBRE утверждается, что динамичный рост интернет-торговли, который мог бы трансформироваться в конкуренцию для традиционной торговли, характерен на сегодняшний день только для Московского региона, Санкт-Петербурга и некоторых городов-миллионников, на которые совокупно приходится более 50% объема рынка российской интернет-торговли (согласно данным Ассоциация компаний интернет-торговли).
Фото: www.facebook.com/mallkalina