29 Ноябрь 2018
Самый низкий показатель выхода новых брендов и антирекорд по вводу новых ТЦ
Аналитики компании Knight Frank подготовили предварительные итоги 2018 года на рынке торговой недвижимости Москвы. К основным трендам относятся рекордно низкий за последние 10 лет объем ввода новых площадей (только 57% запланированных к вводу проектов вышли на рынок), самый низкий за последние 5 лет показатель по количеству новых брендов, а также перераспределение в структуре новых брендов от ритейлеров «выше среднего» в средний ценовой сегмент.
Общий объем предложения рынка торговой недвижимости Москвы составил 12,3 млн кв. м (GLA – 6,3 млн кв. м). В 2018 году было введено в эксплуатацию 269 тыс. кв. м., что на 20% ниже показателя 2017 года – это рекордно низкий показатель за последние 10 лет. Аналитики отмечают отрицательную динамику объемов нового предложения за последние 4 года (2014 год – на 20%, 2015 год – 2%, 2016 год – 63%). При этом площадь большинства новых объектов находится в диапазоне 10-25 тыс. кв. м. До конца 2020 года планируется вывести на столичный рынок порядка 57 новых торговых центров, из них порядка 85% объектов (49 проектов) соответствуют районному масштабу. Это говорит свидетельствует о переходе рынка от формата мегамоллов к центрам районного масштаба.
По предварительным итогам 2018 года значительных колебаний ставки аренды на помещения в торговых центрах Москвы не отмечено. Для операторов торговой галереи ставка операционных расходов составляет 6 000 – 10 000 руб./м²/год.
На российский рынок вышло 17 новых брендов, что на 54% меньше, чем в 2017 году. Снижение интереса к российскому рынку со стороны международных ритейлеров аналитики объясняют в первую очередь нестабильной экономической и политической ситуацией. О своем уходе с нашего рынка в этом году объявили крупные ритейлеры: Castorama (DIY, Великобритания), MediaMarkt (немецкая сеть магазинов электроники и бытовой техники), Crate&Barrel (американская сеть мебели и товаров для дома), а также Claire’s (аксессуары и бижутерия, США).