05 Июль 2018
ФСБ дает определение «шпионским» часам
На сайте публичного обсуждения новых законопроектов размещен проект «О внесении изменения в статью 1381 Уголовного кодекса Российской Федерации», разработанный ФСБ. Он вводит в УК РФ определение специальных технических средствах, предназначенных для негласного получения информации: «Под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации, в настоящем Кодексе понимаются приборы, системы, комплексы, устройства, специальный инструмент и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств, независимо от их внешнего вида, технических характеристик, а также принципов работы, которым намеренно приданы качества и свойства для обеспечения функции скрытного (тайного, неочевидного) получения информации либо доступа к ней (без ведома ее обладателя)».
По данным «Коммерсанта», в 2017 году по статье 138.1 были осуждены 254 человека. В основном это частные лица, которые купили в заграничном магазине что-то для личного пользования, напоминает «Секрет фирмы». Так, весной 2015 года к шести месяцам лишения свободы был приговорен 36-летний парикмахер, который купил в китайском интернет-магазине часы со встроенной видеокамерой для съемки процесса создания причесок. В 2014 году в российском суде рассматривалось и дело, связанное с известными часами Samsung Galaxy Gear. В 2017 году городской суд Кургана приговорил 52-летнего Владимира Тактаева к восьми месяцам ограничения свободы за покупку на AliExpress очков с встроенной камерой.
Новое определение должно предотвратить такие случаи в будущем. В пояснительной записке к проекту говорится: «В настоящее время значение термина специального технического средства, предназначенного для негласного получения информации (далее – СТС) в федеральном законодательстве не раскрыто. Цель закрепления значения указанного термина в соответствующей статье УК России обусловлена необходимостью предупреждения преступлений, связанных с незаконными производством, приобретением и (или) сбытом таких средств. Предлагаемое значение термина «СТС» соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 3.1 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 г. № 3-П, является исчерпывающим и позволяет дифференцировать СТС от технических средств (предметов, устройств), которые по своим техническим характеристикам, параметрам, свойствам или прямому функциональному предназначению рассчитаны лишь на бытовое использование массовым потребителем, если только им намеренно не приданы нужные качества и свойства, в том числе путем специальной технической доработки, программирования именно для неочевидного, скрытного их применения».
Фото: www.aliexpress.com