03 Июль 2018
Интернет-магазины повышают оффлайн-продажи
Один из разделов очередного «Мониторинга экономической ситуации в РФ» от Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) и Института Гайдара посвящен развитию интернет-торговли в России. Доля интернет-продаж в совокупном объеме реализации невелика: объем онлайн-торговли составляет порядка 3% от общего оборота розничной торговли в РФ. Однако данный сегмент характеризуется высокими темпами роста. За 2017 г. рынок вырос на 13% до 1,04 трлн. руб. (за 2016 г. рост составил 21%). По предварительным данным, рост рынка в I квартале 2018 г. превысил средний показатель 2017 г. и по итогам текущего года, согласно прогнозам, его российский сегмент вырастет до 1,25 трлн. руб., а трансграничный – до 470 млрд. руб. В исследовании говорится, что сам факт обращения продавца к этой форме торговли оказывает положительное влияние на рост продаж в оффлайн сегменте, так как многие покупатели используют онлайн-магазины как источник информации для принятия решения о покупках: в 2017 г. поиск информации о товарах и услугах являлся третьей по популярности целью выхода в интернет среди российского населения (51,7% респондентов указали на это). По сравнению с 2013 г. прирост доли россиян, использовавших интернет для поиска информации о товарах и услугах, был третьим по величине (+14,6 п.п.) после социальных сетей (+15,7 п.п.).
Эксперты указывают на перспективы дальнейшего роста интернет-ритейла. В качестве потенциальных российских покупателей можно рассматривать интернет-пользователей, численность которых растет. Из числа обследованных Росстатом в 2017 г. домашних хозяйств 76,3% имели доступ к интернету, причем 72,6% – широкополосный. Значение этого показателя среди городских домохозяйств составило 79,5 против 66,5% в сельской местности. Обратимся к более детальным характеристикам современного российского сегмента интернет-торговли. В 2017 г. он на 64% был представлен внутренней торговлей и на 36% - трансграничной (для сравнения: в 2013 г.при объеме интернет-торговли в 544 млрд руб. 76% приходилось на внутреннюю торговлю и 24% – на трансграничную). Наиболее существенный вклад в увеличение объемов рынка в 2017 г. обеспечила трансграничная торговля, рост которой составил 24%, в то время как онлайн-продажи на внутреннем рынке выросли на 8%.
В товарной структуре интернет-торговли в 2017 г. Наибольшую долю составляли продажи бытовой техники и электротоваров (35% – на локальном рынке, 33% – на трансграничном рынке), а также одежды и обуви (27% – на локальном рынке, 38% – на трансграничном рынке). Основной объем импорта из зарубежных интернет-магазинов (91% посылок) поступает из Китая, 3% – из стран ЕС и 2% – из США.
Распределение затрат россиян следующее: 53% приходится на Китай, 22% – на ЕС и 12% – на США. 61,4% от всех зарубежных транзакций приходится на покупки, стоимость которых не превышает 22 евро и 22,2% транзакций – на покупки, стоимость которых находится в пределах от 22 до 50 евро.
Фото: epravda.com.ua