18 Август 2017

Покупатели оптимистичны, несмотря на снижение доходов

Индекс потребительского доверия Nielsen во втором квартале 2017 года вырос на 7 п.п. по сравнению с четвертым кварталом 2016 года и достиг уровня в 70 пунктов. За период с четвертого квартала 2016 года по второй квартал 2017-го доля российских потребителей, считающих, что экономика страны в кризисе, снизилась на 7 п.п. до 77%. «В апреле-мае 2017 года розничная торговля начала показывать первые признаки восстановления, а в июне рост составил 1,2% по сравнению с прошлым годом. Это объяснимо, так как в текущем году снизилось давление главного фактора, который тянул спрос вниз, — инфляции. Как результат потребители стали более открыты к покупкам. Рост индекса потребительского доверия иллюстрирует стабилизацию спроса как в умах россиян, так и в магазинах. Впрочем, о возвращении к докризисным уровням с точки зрения потребительского потенциала пока говорить нельзя — значение индекса сегодня ниже, чем в 2014-м и даже в 2015 году, и розничный рынок продолжает работать с весьма экономным покупателем», — приводит слова директора по аналитике и консалтингу Nielsen Россия Константина Локтева портал new-retail. Индекс складывается из трех показателей: оценки потребителями перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев, уровня финансового благополучия в ближайшие 12 месяцев и готовности тратить деньги в данный момент. Увеличение индекса потребительского доверия во II квартале 2017 года по сравнению с IV кварталом 2016 года объясняется улучшением показателей по всем трем индикаторам.

31% российских потребителей оценивают свое финансовое состояние на ближайший год как «хорошее» или «отличное». Этот показатель вырос на 4 п.п. по сравнению с концом 2016 года. Однако 64% все еще видят свои финансовые перспективы в негативном свете. Готовность тратить деньги остается преимущественно на низком уровне — 77% россиян считают, что сейчас не подходящий момент для осуществления покупок. Тем не менее, доля тех, кто готов совершать покупки увеличилась на 7 п.п. по сравнению с IV кварталом 2016 года и составила 22%.

На фоне оптимизма потребителей растет и уверенность рекламодателей. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), которые приводит «Коммерсантъ», объем рекламного рынка в первом полугодии 2017 года вырос на 14% до 190 млрд руб. Расходы на рекламу на телевидение увеличились на 12%, в интернете - на 23%. На интернет рекламодатели потратили 75 млрд руб., на ТВ — 80 млрд руб.

При этом по данным Росстата в июле вновь снизились реальные располагаемые денежные доходы – на 0,9% в годовом выражении и на 3,1% по сравнению с предыдущим месяцем. Всего с января по июль доходы россиян сократились на 1,4%. Росстат зафиксировал в июле и снижение темпов роста в промышленном производстве - до 1,1% год в годовом выражении.


 


Статистика