30 Ноябрь 2016

Потребительское доверие россиян вернулось к росту

Измеряемый компанией Nielsen индекс потребительского доверия в России в третьем квартале 2016 года вырос на 1 пункт. В первом квартале 2016 года Индекс опускался на самое низкое за 11 лет измерений значение в 63 пункта, но теперь, похоже, вернулся к росту, прибавив три пункта во втором квартале и еще один – в третьем. На протяжении последних двух лет Индекс ни разу не увеличивал свое значение два квартала подряд.  «Два квартала роста индекса потребительского доверия Nielsen дают основание допускать, что потребительский спрос медленно восстанавливается, но ключевое слово здесь «медленно». Российский потребитель будет очень взвешенно подходить к вопросу совершения покупок и очень осторожно выходить из ставшего нормой жизни режима экономии», – объясняет Константин Локтев, директор по развитию Nielsen Россия.

Восстановление объясняется спадом негативных ожиданий. В третьем квартале 19% россиян полагают, что их в целом ждут благоприятные перспективы в ближайшем году (16% кварталом ранее и 14% в начале года). 77% предвидят скорее неблагоприятный сценарии развития ситуации на рынке труда (80 кварталом ранее и 83% в начале года).
31% опрошенных считают, что их личное финансовое положение в ближайший год будет «хорошим» или «отличным» (30% кварталом ранее и 26% в первом квартале) против 64% ожидающих «неблагоприятных» или «плохих», об уместности совершать покупки в текущей ситуации заявили 16% (18% и 17% соответственно), тогда как 82% не считают, что сегодня подходящий момент тратить. Впрочем, 84% российских потребителей продолжают утверждать, что экономика страны в состоянии кризиса, и 53% полагают, что из него в ближайший год страна не выберется.

Отметили эксперты и ослабление экономии: о том, что сократили свои расходы по сравнению с годом ранее заявили 73% против 76% в первом и втором квартале года, при этом экономия на определенных статьях расходов существенно увеличилась. Например, 40% ответили, что сократили траты на ежегодный отпуск  – это на 6 и 9 процентных пункта выше, чем во втором и первом квартале 2016 года соответственно. По большинству других распространенных статей число экономящих немного сократилось:  с 59% до 55% уменьшилось число экономящих на развлечениях вне дома, с 63% до 59% на одежде, с 36% до 33% на ремонте и покупке дорогих товаров для дома.