07 Октябрь 2015

Магазины будут «стучать» на покупателей золотых iWatch

Хотите купить золотые iWatch? Одумайтесь – или попадете на заметку государству!

"Заставь дурака богу молиться – он и лоб расшибет» - в полном соответствии с этой пословицей в 2001 году в России был принят ФЗ №115. Он появился на свет по требованию ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering — межправительственной организации, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов) и должен был помочь в борьбе с коррупцией и легализацией незаконных доходов.

Суть закона состоит в том, что предприятия (в т.ч. банки, магазины) обязаны фиксировать и сообщать в Росфинмониторинг информацию об участниках подозрительных сделок, которые могут быть частью цепочки «отмыва» денег. Закон содержал список таких сделок, который был весьма широк. В него в частности попадает покупка частным лицом иностранной валюты на сумму свыше 600 000 рублей (сегодня менее $10 000), покупка изделий из драгоценных металлов и драгкамней. Причем закон не регламентирует стоимость покупки: формально даже у покупателя серебряных сережек за 2000 рублей и дешевых стальных часов, имеющих всего один мелкий бриллиант на циферблате, магазин должен записать паспортные данные.

Глупость такого положения очевидна, и большинство магазинов до сих пор игнорировали невыполнимый закон, тем более что за его исполнением особо никто не следил. Однако в последнее время Росфинмониторинг участил проверки ювелирных и часовых магазинов. Штраф за неисполнение закона может доходить до 3 000 000 рублей, что в наше время часто означает закрытие магазина.

Поэтому множество магазинов столкнулись с дилеммой, как им лучше закрыться: распугав покупателей в попытках переписать их паспортные данные или в результате санкций государства?

ФЗ 115 в сегодняшней редакции создает множество трудностей и просто глупых ситуаций:

- Магазины должны требовать паспорта и записывать данные у всех покупателей изделий из драгоценных металлов или драгоценных камней. По сути, ювелирный магазин должен требовать паспорта у каждого покупателя или отказать ему в продаже товара.  

- Норма применяется ко всем ювелирным изделиям невзирая на цену, и даже к часам в корпусах из стали, имеющим хотя бы один небольшой бриллиант на циферблате;

 - Магазин должен хранить документы о продаже 5 лет;

- Выполнение требований закона создает опасность для покупателей изделий со стороны криминальных структур, т.к. информация о них (адрес проживания) может стать известна злоумышленникам; Если закон всерьез начнут выполнять, на рынке неизбежно появится база данных «богатеньких буратино»;

- Магазин обязан установить бенефициара сделки. Типичная ситуация: в магазин приходит известная телеведущая, примеряет колье, после чего покупка формально оформляется ее помощницей. В данном случае магазин должен записать данные именно телеведущей, но сделать это нереально;

- Магазин должен фиксировать информацию и об иностранных гражданах тоже. Это означает удар по туризму.

- У магазина возникают серьезные затраты на администрирование: он обязан оплатить специальное обучение для одного из сотрудников и оформить множество внутренних инструкций и документов, не реже чем раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов лиц, в отношении которых должны применяться меры по замораживанию денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Росфинмониторинг. Гильдия ювелиров посчитала. что с учетом числа магазинов в Росиии суммарные затраты на обучение и администрирование окажутся свыше 1.2 миллиарда рублей.

Откуда появился такой странный закон? Инициатором выступила ФАТФ – международная организация по борьбе с отмыванием доходов. Как и в случае с ВТО, Россия сильно хотела стать членом этой организации и постаралась выполнить все ее требования, даже с запасом. Хотя российский закон писался на основе зарубежных, включенные в него нормы оказались более зверскими, чем в других странах. Во всем мире контролю, как правило, подвергаются только операции с наличными, причем на суммы, явно выходящие за пределы обычных для той или иной страны сделок:

- во Франции - 3000 евро для резидентов и 15 000 евро для нерезидентов

- в Португалии - 1000 евро

- в Испании - 2500 евро для резидентов, 15 000 евро для нерезидентов

- в Бельгии - 3000 евро

Даже в Пояснительной записке к рекомендациям 22 и 23 ФАТФ предусмотрен размер порогового значения для контролируемых сделок по продаже драгоценных металлов и камней в 15 000 долларов США / евро. В России же усилиями чиновников под контроль попали практически все операции с украшениями, часами, причем даже когда оплата происходит банковской картой, где плательщик уже идентифицирован банком.

Если закон начнет всерьез применяться, это будет означать почти полное исчезновение рынка ювелирных изделий и ювелирной промышленности. На часовом рынке в последние годы появилось множество моделей часов в стальных корпусах, украшенных небольшим количеством недорогих бриллиантов, ценой от 10 000 рублей. Эти модели и продающие их магазины тоже попадут под удар. К тому же в других странах ЕвразЭС подобных законов нет вообще.

Профессиональное объединение ювелиров – «Гильдия ювелиров России» - сумела добиться внесения изменений в ФЗ 115, очередные слушанья в Госдуме состоятся 20 октября. Однако предлагаемые корректировки, на которые согласен Росфинмониторинг, недостаточны: ведомство намерено ограничить неконтролируемые сделки суммой в 40 000 рублей (сейчас – менее 700$).

Ассоциация участников часового рынка считает целесообразным установить значение пороговой суммы для сделок по купле-продаже ювелирных изделий в размере не менее 150 000 рублей при оплате за наличный расчет, а продажу часов исключить из перечня операций, подлежащих обязательному контролю.

 


законодательство