03 Май 2009

В мире: Интервью с Николасом Г. Хайеком

Господин Хайек, вы работали режиссером. Если бы вы снимали фильм об экономическом кризисе, это была бы драма, триллер...
...Комедия, если точнее - трагикомедия. Истории на бирже, истории глав банков или аналитиков все же трагикомичные. Если вы оглянетесь всего на два-три года назад и почитаете газетные статьи... Какие финансовые продукты возносились в них до небес, какие назывались имена - это же самый настоящий Голливуд в чистом виде!

В часовой отрасли сейчас не так весело. Стало ли у вас меньше клиентов?
О каких клиентах мы говорим? О торговцах, которые заказывают товар на ярмарке в Базеле, или о клиентах, которые покупают часы для себя в магазине? Целью наших усилий всегда являлся конечный потребитель, а он продолжает покупать. Многие же торговцы, напротив, думают сейчас о своих складах, а не о потребителях. Однако у нас есть собственные магазины, и мы знаем: клиент продолжает покупать. За счет собственных магазинов мы обеспечиваем 35% оборота марки Swatch. В случае с Omega этот показатель составляет от 12 до 14%, а для Blancpain и Breguet - около 13%. И в большинстве наших магазинов количество часов, проданных в январе и феврале, превышает показатель прошлого года за аналогичный период.

Рост? Откуда он берется?
Потребитель покупает сильные марки совершенно независимо от того, Swatch ли это, который стоит меньше 100 евро, или Breguet стоимостью свыше 100 тыс. евро. Если марка сильная и хорошо позиционированная, то покупателей на эти часы достаточно.

Но разве ваши покупатели не потеряли деньги во время кризиса?
Да, некоторые уже потеряли, но не на часах. Наверняка многие спрашивают себя, куда деть наличные деньги. Отнести в банк? Тогда уж лучше инвестировать их в часы - или как денежное вложение для себя, или как подарок для кого-то. В настоящий момент это лучшая инвестиция.

Но ваши коллеги из других «концернов роскоши», таких, например, как Richemont или PPR, уже представили плохие финансовые показатели.
А что сейчас означает «плохие»? Возьмем наши показатели. Даже если в 2009 году наш оборот будет примерно на 20% меньше, чем в 2008 году, то он останется на уровне 2007 года. А это был сенсационный год. Мы все должны опять начать рассматривать ставку роста в три, четыре, пять процентов или снижение оборота в пять, шесть, семь или десять процентов не как катастрофу, а как нормальное явление. В прошлом даже для аналитиков считалось успешным, если рост составлял по меньшей мере двадцать, тридцать или сорок процентов. В промышленности в среднесрочной перспективе такое невозможно.

Хотя Swatch и котируется на бирже, семья Хайек является самым крупным акционером. Можно расслабиться? 
Мы не расслабляемся, поскольку являемся ответственными предпринимателями, которые думают и действуют в средне- и долгосрочной перспективе.

Такое ощущение, что в индустрии роскоши вообще нет кризиса...
Ожидалось, что концерны из этой индустрии каждый год будут иметь двузначные показатели роста. Мы находимся на более низком уровне всего два-три месяца, поэтому о кризисе и не кричим.

И биржевые курсы не вызывают у вас никаких эмоций?
Нет, потому что сегодня они представляют не настоящую стоимость предприятия, а отражают только чистую спекуляцию и панику.

Cartier и Lange & Sоhne ввели сокращенный рабочий день...
Да, жалко сотрудников. У нас на сегодняшний день таких планов пока нет.

Но ваша прибыль тоже падает.
Наша прибыль не должна постоянно превышать 20% от чистого оборота, как это было в последние годы. Мы сможем прекрасно жить дальше, если это будет только 13 или 14%. Наша группа полностью здорова. У нее нет долгов, много ликвидности и большой собственный капитал. Я убежден, что часовая промышленность снова быстро вернется к здоровому развитию.

И это относится ко всем отраслям, которые занимаются роскошью?
Этого я не знаю. Но, возможно, в сфере моды будет труднее, и особенно тем «модным» брендам, которые производят часы под собственной маркой. Тут уже люди будут сами решать, покупать эти часы или нет.
Ваш оптимизм достоин восхищения, но товары класса люкс, бонусы банкиров - все это сейчас рассматривается под одним углом.

Нет ли у часов класса люкс проблем с имиджем?
Иметь часы - не роскошь. Естественно, роскошь - носить очень дорогие часы, но их стоимость оправдывается тем, сколько труда в них вложено. Над Breguet, например, часовые мастера могут работать больше года, пока они будут готовы. Есть, правда, некоторые марки часов, которые без денег и бриллиантов не имеют ценности. Это чистые маркетинговые продукты. Им придется теперь труднее. Но это принесет оздоровление отрасли. Часы во многих странах являются частью культуры, но не везде. В США, например, это выражено не так сильно. Здесь люди не придают особого значения брендам. Но для остального мира часы Swiss Made являются чем-то очень ценным, индивидуальным. Это относится прежде всего к России, Индии, Китаю, а также к Европе.

Можете ли вы падение на одних рынках компенсировать подъемом на других?
Да, поэтому мы очень хорошо представлены на мировом рынке. Наши марки Breguet, Blancpain, Omega, Longines, Tissot или Swatch признаны и любимы во всем мире.

Не вызваны ли проблемы Swatch Group представителями среднего класса - людьми, которые считают, что ради отпуска можно оказаться от часов, которые они хотели купить?
Ради наших марок они откажутся от отпуска!

Это вы говорите. Но эта клиентура будет покупать меньше.
Что я должен вам сказать? Конечный потребитель продолжает покупать. Но торговец сейчас является тем, кто тормозит.

И на тяжелых рынках, таких как Россия, где многие люди потеряли много денег?
Я думаю, что в США люди потеряли больше. У нас в России 30 магазинов Swatch, один бутик Breguet, много магазинов Omega, а также по одному бутику Blancpain и Jaquet Droz. И мы фиксируем рекордные продажи, как никогда раньше. Явно у россиян после водки сразу идет Swatch.

Увидим ли мы на выставках более скромные модели?
Я уверен, что они опять востребованы. Наряду с красотой технические инновации будут снова важны. Но для нашей группы ничего не меняется, потому что это было и остается нашим кредо.