14 Июнь 2007

В России: Вниманию продавцов и владельцев магазинов

Сегодня депутаты Государственной думы РФ приняли в третьем, окончательном чтении законопроект, вносящий изменения в Федеральный закон "О защите прав потребителей" и в часть вторую Гражданского кодекса РФ. Изменения касаются условий замены технически сложных товаров, а также дистанционной продажи товаров.

Так, в статью 18 "Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков" внесены следующие изменения:

"В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение 15 дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара
- нарушение сроков устранения недостатков товара
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 3 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков".

Депутаты дополнили Федеральный закон статьей 23.1, в которой установлено, что договор купли-продажи, предусматривающий обязанности потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю. Если продавец, получивший предварительную оплату, не доставил товар в установленный срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать передачи товара в установленный им новый срок либо возврата суммы предварительной оплаты недоставленного товара. При этом потребитель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие нарушения срока доставки товара. Продавец уплачивает покупателю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 0,5% суммы предварительной оплаты товара.

Требования потребителя о возврате уплаченной за товар суммы и о полном возмещении убытков подлежат удовлетворению продавцом в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования. Однако требования потребителя не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие неодолимой силы или по вине потребителя.

Уточнена статья 497, касающаяся продажи товара по образцам и дистанционной торговли. Теперь она изложена в следующей редакции:

"Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара, предложенным продавцом и выставленным в месте продажи товара (продажа товара по образцам). Договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи или иными способами (дистанционный способ продажи товара). Договор розничной купли-продажи считается исполненным с момента доставки товара. До передачи товара покупатель вправе отказаться от исполнения договора при условии возмещения продавцу необходимых расходов, понесенных в связи с совершением действий по исполнению договора".

Заместитель председателя Госдумы Владимир Катренко прокомментировал наиболее важные из внесенных депутатами изменений. Прежде всего, отметил он, из законодательства изъято понятие "дорогостоящие товары" как чисто субъективное. Однако осталось понятие "технически сложные товары".

Теперь закон четко регламентирует срок – 15 дней - с момента получения товара, в течение которого покупатель может потребовать либо вернуть ему деньги за покупку либо заменить ее. Кроме того, закон устанавливает максимальный срок – 30 дней - на проведение гарантийного ремонта.

"Никакой дефицит необходимых деталей не может служить оправданием нарушения срока ремонта. Это проблемы продавца, а не покупателя", - подчеркнул В. Катренко, - "В последнее время продавцы часто нарушают сроки доставки оплаченных покупателем товаров. Поэтому новым законом установлено правило: теперь продавец будет обязан уплатить неустойку в размере 0,5% от произведенной предоплаты за каждый просроченный день. Эта норма заставит недобросовестных продавцов и производителей ответственно относиться к данным ими обещаниям. Иначе в случае регулярных срывов поставок товара их ждут серьезные потери", - добавил В.Катренко.