16 Май 2007

Ритейл: Форматируем предприятие

По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстат), объём розничных продаж в Подмосковье за первое полугодие 2006 г. составил 215,3 млрд. руб. Эта же служба отмечает рост рынка в относительном выражении на 20,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что превышает темпы роста в других регионах России. Даже в столице оборот розничной торговли растёт гораздо медленнее, чем в области. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года рост составил всего 6%, хотя по объему товарооборота Москва в 4 раза превзошла Московскую область. Здесь сконцентрировано 22,2% розничных продаж в России.

С ростом розничных продаж в 2006 г. значительно ускорились темпы строительства и ввода в эксплуатацию современных торговых центров. По данным службы государственной статистики, в прошлом году на рынке появилось 950 тыс. кв. м новых торговых площадей. 2006 год оказался рекордным по объемам инвестиций в торговую недвижимость России. Общая сумма вложений в торгово-развлекательные комплексы (ТРК) в нашей стране за 2006 г. превысила 1 млрд. евро, тогда как инвестиции в эту сферу с 2001 по 2005 гг. составили всего 270 млн. евро.

Самым перспективным торговым форматом по-прежнему остается молл — огромный торговый и культурно-развлекательный центр, предназначенный для посещения большим количеством людей одновременно. В России пока существуют только проекты строительства европейских моллов. Сегодня к нему наиболее приближен только расположенный в Москве "Мега Молл", который показывает хорошие экономические результаты, что дает основание строить прогнозы относительно активного развития данного формата торгового предприятия будущего.

Однако, утверждают специалисты, говорить о повсеместном строительстве моллов преждевременно. В самой ближайшей перспективе будут активно развиваться все-таки торговые центры. ТЦ предлагают покупателю достаточно большой ассортимент продукции, представленный разными торговыми марками. ТЦ можно назвать своеобразным компромиссом между гипермаркетом и множеством отдельных небольших магазинов.

Торгово-развлекательный центр (ТРЦ) — это тот же ТЦ, только оказывающий более широкий спектр услуг покупателю. Это возможность и отдохнуть, и сделать покупки. Выбор здесь меньше, чем в гипермаркете или молле, зато они располагаются ближе к жилым кварталам. Часто владельцы ТРЦ прибегают к организации концертов, выступлений или розыгрышей лотерей на территории комплекса, в игру предлагают включаться всем посетителям, что удерживает покупателей и стимулирует повторное посещение торгового предприятия.

Сети магазинов также не теряют в перспективе темпов развития. Они, вероятнее всего, придут на смену единичным магазинам, которым все сложнее будет самостоятельно удержаться на рынке. О развитии сетей свидетельствует не только их растущее количество, но и открытие сетями собственного производства товаров как важного условия создания имени компании и формирования имиджа. Возможно, единичные магазины вообще перестанут существовать как торговый формат или будут иметь незначительный вес в торговле. В любом случае, если их не вытеснят в результате конкуренции сети и ТЦ, то их может привлечь франчайзинговый рынок. Так или иначе, ясного будущего у единичных магазинов не предвидится. Исключением может стать магазин при заводе-производителе, но он, скорее, должен позиционироваться как бутик, т.к. у производственного предприятия в любом случае найдутся финансовые средства, чтобы поддержать свой фирменный магазин.