04 Апрель 2007
Ритейл: России еще расти и расти
На данный момент качественные российские ТЦ практически исключительно сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках (общее официальное население – 27,5 млн. человек). Большая часть страны находится вне зоны покрытия современных торговых центров. Это означает, что на 1 тыс. жителей в крупнейших российских городах в среднем приходится около 120 кв. м качественных торговых площадей, что, впрочем, также уступает среднеевропейскому показателю, составляющему 176 кв. м. Даже по существующему объему предложения – 3,3 млн. кв.м. в качественных торговых центрах – Россия пока отстает не только от Великобритании (15,5 млн. кв. м) и Германии (10 млн. кв. м), но и Польши (4,7 млн. кв. м) и даже Швеции (3,6 млн. кв. м).
В ближайшие два года в России должно быть построено около 4 млн. кв. м площадей новых торговых центров – это самый высокий показатель в Европе. Для сравнения, за этот же период в Италии будет построено около 2,1 млн. кв. м, в Германии – 1,6 млн. кв. м, а во Франции – 800 тыс. кв. м. Новое активное строительство, преимущественно сосредоточенное в городах-миллионниках, поможет российскому рынку торговых площадей сделать резкий скачок вперед и сократить отставание от стран Европы.
По мере насыщения рынков Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников, все большее внимание будет уделяться региональным центрам с населением менее 1 млн. человек – таким, как Ярославль, Калининград или Астрахань. Сохраняющаяся острая нехватка качественных торговых площадей означает, что в среднесрочной перспективе российский рынок останется крайне привлекательным для инвесторов, девелоперов, а также арендаторов.