04 Апрель 2007

Ритейл: России еще расти и расти

Несмотря на продолжающееся активное развитие, России потребуется не менее 15 лет, чтобы достичь среднеевропейского уровня развития рынка торговых центров. Согласно данным отчета компании Jones Lang LaSalle, на начало 2007 года в стране приходилось всего 23 кв. м арендуемых площадей в торговых центрах на 1 тыс. жителей. Для сравнения, в Польше этот показатель составляет 124 кв. м, в Испании – 209 кв. м, в Швеции – 405 кв. м.

На данный момент качественные российские ТЦ практически исключительно сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге и городах-миллионниках (общее официальное население – 27,5 млн. человек). Большая часть страны находится вне зоны покрытия современных торговых центров. Это означает, что на 1 тыс. жителей в крупнейших российских городах в среднем приходится около 120 кв. м качественных торговых площадей, что, впрочем, также уступает среднеевропейскому показателю, составляющему 176 кв. м. Даже по существующему объему предложения – 3,3 млн. кв.м. в качественных торговых центрах – Россия пока отстает не только от Великобритании (15,5 млн. кв. м) и Германии (10 млн. кв. м), но и Польши (4,7 млн. кв. м) и даже Швеции (3,6 млн. кв. м).

В ближайшие два года в России должно быть построено около 4 млн. кв. м площадей новых торговых центров – это самый высокий показатель в Европе. Для сравнения, за этот же период в Италии будет построено около 2,1 млн. кв. м, в Германии – 1,6 млн. кв. м, а во Франции – 800 тыс. кв. м. Новое активное строительство, преимущественно сосредоточенное в городах-миллионниках, поможет российскому рынку торговых площадей сделать резкий скачок вперед и сократить отставание от стран Европы.

По мере насыщения рынков Москвы, Санкт-Петербурга и городов-миллионников, все большее внимание будет уделяться региональным центрам с населением менее 1 млн. человек – таким, как Ярославль, Калининград или Астрахань. Сохраняющаяся острая нехватка качественных торговых площадей означает, что в среднесрочной перспективе российский рынок останется крайне привлекательным для инвесторов, девелоперов, а также арендаторов.