26 Декабрь 2006

Ритейл: Субъективные факторы развития сети

Для российского розничного рынка характерно не только увеличение объемов товарооборота, рост количественных показателей, но и усложнение структуры, дифференциация бизнеса игроков, обострение конкурентной борьбы. В такой ситуации необходима выработка четких приоритетов в развитии каждой компании. Нужно понять, на чем акцентировать внимание и куда в первую очередь направлять инвестиции.

Универсального рецепта здесь нет, все зависит от того, какую стратегию развития выбирают для себя операторы розничного рынка. Пока российские владельцы розницы гнались за объемами, руководствуясь лозунгами "Выше! Дальше! Больше!", ставили перед собой задачу застолбить долю рынка, не думая о том, как сделать эту долю прибыльной. Это особенность узкой ниши, болезнь специализированных розничных игроков премиального сегмента. Тем не менее, постепенно розница приходит к тому, что не резкими темпами стремится наращивать количество магазинов, а по большей части направляет средства в развитие персонала и расширение ассортимента.

Понятие "развитие сети" многосторонне. В него наряду с развитием с точки зрения приобретения новых торговых объектов, входит и развитие бизнес-процессов, новых услуг для клиентов, системы логистики и хранения товаров, системы работы с поставщиками, и, конечно же, обучение персонала, который мог бы воплотить в жизнь задачи, стоящие перед бизнесом. Но есть различия в приоритетах, которые зависят от специфики формата: в одном сегменте рынка компаниям необходимо уделять повышенное внимание обучению персонала, в другом - наращиванию торговых площадей. Небольшим сетям приходится больше уделять внимания управляемости, повышению эффективности. Ведь им приходится конкурировать с монстрами, откусывая понемногу от их пирога. Но с ростом доходов населения меняются покупательские предпочтения - даже некрупные игроки премиального сегмента не останутся в убытке.

Всегда актуален вопрос, откуда брать инвестиции? Конечно, всегда лучше тратить свои деньги, но розничная сеть редко имеет свободные средства в значительных масштабах. Поэтому приходится идти на заимствования. Это не всегда легко, хотя в последнее время, с развитием банковских услуг, ситуация меняется в лучшую сторону. Еще несколько лет назад на момент становления сети заимствования получить было очень сложно, сейчас ситуация улучшилась и подчас инвесторы готовы предоставить средства под хороший бизнес-план или необыкновенно прибыльную по их мнению идею.

Но, такие случаи все-таки пока редкость. Поэтому, как правило, небольшие сети развиваются за счет собственных средств. Но уже после определенного рубежа в развитии сеть становится интересна независимым инвесторам, и тогда уже большая часть финансирования проектов может осуществляться с помощью привлеченных денежных ресурсов. Пока оборот компании и ее доля в премиальном сегменте рынка цивилизованной розничной торговли не достигли определенных показателей, она развивается за счет своих внутренних ресурсов, но, выйдя на некоторый уровень, возможно использовать появившийся интерес к компании со стороны инвесторов и рекламодателей.

Возможно, что именно сложности с получением средств для небольших сетей являются одной из причин, которые вынуждают ориентироваться не на приобретение магазинов и экстенсивный рост, а на улучшение эффективности работы уже существующих торговых точек, что дешевле и доступнее. Отсюда получается, что приоритеты в развитии сетей определяются как субъективными факторами - стратегией, выбранной собственниками, так и объективными - реальными возможностями отдельно взятой компании.