14 Август 2006

Ритейл: Для самых маленьких

Спрос на небольшие торговые помещения площадью от 50 до 200 кв. м всегда был очень высок, и продолжает расти. Однако такие предложения на рынке качественных помещений класса А и В практически отсутствуют, и арендаторы часто вынуждены искать помещения самостоятельно, так как брокерские компании с небольшими метражами работают редко.

При этом заявки на офисы до 100 кв. м часто составляют половину всех запросов в компанию (около 48% заявок от общего числа), в то время как на помещения до 500 кв. м поступило 33%, до 1500 кв. м – 13%, свыше 1500 кв. м – 6%.

«Дело в том, что сдача в аренду блоков в 50-100 кв. м приводит к излишним трудозатратам на поиск большего числа арендаторов и работу с ними, а также к потере полезной площади при «нарезке». Учитывая высокий процент заполняемости помещений высокого класса, для собственника объекта или управляющей компании это просто не имеет смысла. Таким образом, в саму концепцию проекта сдача маленьких площадей чаще всего даже не закладывается», – говорит генеральный директор Russian Research Group Денис Колокольников.

"Когда в одном из современных крупных торговых центров освобождается помещение небольшой площади, оно зачастую даже не выходит на рынок, а тут же реализуется текущими арендаторами», – говорит старший консультант департамента коммерческой недвижимости Blackwood Андрей Жамкин.

Как и любой дефицитный товар, небольшие помещения дороги. Ставки аренды на них всегда выше, чем на метражи от 500 кв. м., разница в цене в среднем может быть в размере 10% - 15%.

По словам аналитиков консалтинговых компаний, одновременно с насыщением рынка новыми торговыми площадями ситуация может измениться. Однако ждать этого придется как минимум еще 2-3 года.