26 Июнь 2006

События: ЕВРОПЕЙСКИЙ РЫНОК ОДЕЖДЫ СТАГНИРУЕТ

Европейцам он дает возможность быстро обновлять гардероб, а текстильную промышленность спасает от конкуренции с Китаем. На целых 22% выросли в первом квартале этого года продажи испанской компании Inditex, которой принадлежат магазины под брендами Zara, Bershka и Massimo Dutti. На 20% поднялись продажи шведской группы Hennes&26Mauritz (бренд H&26M). Столь быстрые темпы роста, о которых компании сообщили в начале июня, удивительны для стагнирующего европейского рынка одежды: с 2000 года среднее увеличение объема продаж на нем составляет всего 2-2.5% в год.

Секрет успеха этих двух фирм прост: они активно работают в так называемом сегменте fast fashion (""быстрая мода""), в среднем растущем на 15-17% в год. Этот вид бизнеса нацелен на быстрый оборот, выпуск одежды небольшими партиями и сокращение продаж со скидкой. Он активно развивается в Европе, где потребители традиционно больше следят за модой, чем, например, в Северной Америке. В Евросоюзе на fast fashion приходится уже 15% всего рынка одежды, и его доля постоянно увеличивается.

Конкуренты Индия и Китай, где полно дешевой рабочей силы, ""не успевают за модой"". Перевозка товаров из этих стран в Европу занимает слишком много времени - до двух месяцев. Такие компании, как Zara или H&26M столь долго ждать не могут, поэтому размещают свои заказы ближе к магазинам: около половины всей продукции fast fashion выпускается в Евросоюзе, а остальная часть в непосредственной близости (от Марокко до Турции и Украины).

Компании, работающие в сегменте fast fashion, развиваются очень динамично. Так, в 2005 году Inditex открыла 448 новых магазинов под брендами Zara, Massimo Dutti и Bershka, а H&26M - 145 магазинов. В этом году испанская компания намерена открыть 490 магазинов. К 2010 году количество магазинов Inditex может вырасти с нынешних 2.7 тысяч точек до 5 тысяч. Так что компании, работающие в сегменте fast fashion, такие как H&26M и Inditex или британские Mango и Top Shop, перекраивают европейский рынок одежды. По прогнозам компании Bain&26Co, к 2010 году доля сегмента fast fashion может вырасти с нынешних 13% минимум до 25%.

""Сегодня около сорока процентов одежды и обуви раскупается на распродажах, по сниженным ценам. У более дорогих дизайнерских марок этот показатель доходит до восьмидесяти процентов. Однако на рынке fast fashion одежда и обувь продаются очень быстро - это уменьшает необходимость пользоваться распродажами как важным механизмом стимулирования сбыта. В этом сегменте всего девятнадцать процентов товаров продается по сниженным ценам, что позволяет наращивать прибыль и увеличивать долю на рынке"", говорит директор консалтинговой компании TNSFashionTrack Фиона Белл. Так, прибыль Inditex в прошлом году выросла даже больше, чем продажи - на 26%, и составила 973 млн долларов.

Компании, работающие в fast fashion, оказались настоящим спасением для легкой промышленности европейских стран: из-за заинтересованности в максимальной быстроте изготовления и доставки одежды и обуви, они размещают заказы на фабриках, поближе к магазинам. Время доставки товаров в Лондон или Париж из Испании всего два-три дня, из Польши четыре дня, из Болгарии шесть дней, из Турции или Ливана две недели. Две недели - это максимум, с которым работает сегмент fast fashion, тогда как доставка товаров из Азии может занять до семи-восьми недель.

Конечно, никто из аналитиков не ожидает возрождения европейской текстильной индустрии. Но fast fashion помогает избежать полного коллапса отрасли, особенно это будет важно после 2008 года, когда ЕС полностью отменит квоты на импорт одежды и обуви из Китая. Еврокомиссия уже предложила создать свободную торговую зону, в которую войдут не только двадцать пять стран Евросоюза, но и соседние Турция, Тунис, Ливан, Украина и Россия.