19 Июнь 2006

События: БУДУЩЕЕ РИТЕЙЛА ЗА МАГАЗИНАМИ У ДОМА

В прошлом году инвестиции в российский ритейл составили около 12 миллиардов долларов. Это 32% всего объема иностранных инвестиций в Россию. Таким образом, по объему сделанных инвестиций розничная торговля установила рекорд, впервые опередив нефтегазовый сектор, которому досталось менее 20% всех иностранных денег.

Обороты лидеров рынка за год в среднем увеличились в 1,5-2 раза, и некоторые сети вышли на годовой оборот, превышающий 1 млрд долларов. Федеральные ритейлеры активно расширяли свою географию. Наиболее продвинулись в этом направлении сети дискаунтеров.

Эксперты отмечают, что одной из ключевых задач ритейлеров в 2006-2008 гг. станет развитие мультиформатных сетей. К мультиформатности ритейлеров подталкивает ряд факторов, основным из которых является существенное замедление роста рынка. Помимо этого, тенденция к мультиформатности продиктована рынком недвижимости, на котором сейчас присутствуют очень разноплановые торговые помещения. Между тем сращение разных форматов станет еще одним способом добиться большего объема закупок, увеличить долю собственных торговых марок.

Несколько лет назад в России бурными темпами росли дискаунтеры и супермаркеты. За последний год в рост идут гипермаркеты и начали развитие ""Магазины у дома"", говорит Валентин Крохин. Правда, по его словам, последние развиваются не так быстро, как хотелось бы.

Игорь Николаев отмечает, что ""Магазин у дома"" в классическом понимании - это скорее аналог западного ""квартального магазина"" (neighbourhood stores). Если в Европе этот формат близок к точке насыщения, то у нас он имеет большое будущее. Как правило, такие магазины обслуживают жителей одного квартала и привлекают свежестью продуктов и человечным отношением к клиентам. В отличие от супермаркетов, в таком магазине можно сделать заказ любимых продуктов, получить их вовремя и быть уверенным, что они свежие. Еще один плюс таких магазинов – удобное время работы.

В отличие от neighbourhood stores удобный магазин (сonvenience store) не всегда расположен в спальных районах, его можно встретить на транзитных магистралях, в деловых центрах. В классическом convenience store может быть кафе, ресторан, салоны бытовых услуг. В России некоторые ""Магазины у дома"" одно время вводили политику жесткого дискаунтера. Сегодня тенденция меняется и ""Магазины у дома"" начинают ориентироваться на более благополучного покупателя. Поэтому эксперты не исключают, что ""Магазины у дома"" в нынешнем формате скоро могут потерять свою привлекательность.