15 Июнь 2006

События: ЩИТЫ ПОЙДУТ ПОД МОЛОТОК

На московском рынке наружной рекламы может произойти самый масштабный передел за всю его историю.

 

Как стало известно, правительство Москвы, до сих пор не согласовавшее новые долгосрочные контракты с операторами на право аренды земли под 70% рекламных конструкций в городе, рассматривает возможность выставить эти места на конкурс, к которому будут допущены все желающие. Эксперты констатируют, что денег для участия в нем хватит только у двух крупнейших операторов — Message45 Outdoor и Gallery Group. Однако и их предложение может перебить крупный западный игрок или непрофильный инвестор. 

 

Практика заключения долгосрочных контрактов с операторами рынка наружной рекламы Москвы была введена в 2000 году. Схема выглядит следующим образом: городские власти заключают с оператором контракт, согласно которому рекламная конструкция может стоять на выделенном месте пять лет. За гарантированное место оператор перечисляет в городской бюджет фиксированную сумму за факт заключения контракта помимо арендной платы. В 2000 году пятилетние договоры с городом заключили владельцы 70% конструкций — те, кто смог заплатить единовременно от $0,5 млн до $1 млн в зависимости от числа оплачиваемых мест. 

 

В этом году срок заключенных в 2000-м контрактов истек, и участники рынка начали с чиновниками переговоры по условиям их перезаключения. За право аренды одного щита 3 x 6 в центре оператору было предложено заплатить 350–500 тыс. руб., а на окраине города — 75–100 тыс. руб. В результате, например, крупнейший оператор Message45 Outdoor должен был выплатить около $10 млн, а операторы из первой пятерки — по $4–5 млн. 

 

На новые условия согласились большинство операторов. 17 мая комитет по рекламе и информации Москвы направил проект нового долгосрочного договора и соглашения о праве его заключения в правительство Москвы, и ожидалось, что операторы подпишут контракты с мэрией до конца июня. Но, как рассказал ""Бизнесу"" председатель комитета по рекламе Владимир Макаров, документы пока не согласованы. Более того, не исключено, что сбудется худший кошмар операторов: правительство Москвы, как сказал Макаров, может выставить места на открытый конкурс. 

 

Стоит обратить внимание, что долгосрочные контракты у большинства операторов заканчиваются уже в этом месяце.  Эксперты говорят, что если конкурс состоится, это приведет к полному переделу рынка: достаточным количеством свободных средств для участия в торгах обладают только два оператора — Message45 Outdoor и Gallery Group. Они получили крупные кредиты от ЕБРР (соответственно на $130 млн и $75 млн), а Gallery Group к тому же около месяца назад разместила евробонды на $175 млн.