11 Апрель 2006
События: СОТОВЫЕ ПРЕОДОЛЕВАЮТ КРИЗИС
В первом квартале 2006 года россияне купили сотовых телефонов на 17% меньше, чем год назад. Продавцы объясняют это насыщением рынка и борьбой с нелегальным ввозом аппаратов. Но объем рынка в деньгах все же вырос, поскольку россияне стали покупать более дорогие модели. Компании, продающие сотовые телефоны, подвели итоги первого квартала 2006 года и отметили, что этот рынок принципиально изменился.
Судя по всему, начали сбываться прогнозы о его насыщении. Например, компания ""Евросеть"" в понедельник опубликовала отчет о розничных продажах мобильных телефонов – объем рынка по сравнению с 2005 годом по количеству проданных аппаратов снизился на 16,7%, но в то же время уровень розничных продаж (в долларах) вырос на 5,9%. По данным компании, всего в январе–марте этого года на российском рынке было продано 6,53 млн сотовых телефонов на общую сумму $1,26 млрд. Для сравнения, в I квартале 2005 года было продано 7,84 млн телефонов на сумму $1,19 млрд.
Игроки рынка считают, что такое поведение рынка объясняется двумя основными причинами. Первой причиной можно считать насыщение рынка первичных продаж сотовых телефонов и увеличение доли их реплейсмента – замены старых телефонов на новые. Вторая причина снижения количества продаж телефонов, скорее всего, связана с повышением цен ""за счет больших затрат на доставку и растамаживание, вызванных августовским таможенным кризисом"".
""Эти причины в комплексе повлияли на сложившуюся ситуацию. Это и возможность покупать телефоны в кредит, то есть люди покупают более дорогие модели. Это и реплейсмент, который набирает обороты – ведь люди не только меняют телефоны, но у них появляется и вторая, третья трубка. Это и изменение правил игры: крупные игроки рынка теперь сами занимаются ввозом, доплачивают пошлину в 24%, которая, конечно же, прибавляет цену телефону"", – рассказала пресс-секретарь ""Евросети"" Татьяна Гуляева.
Участники рынка и эксперты не слишком охотно признают влияние ужесточившейся таможенной политики на рынок, но неофициально соглашаются с тем, что, если бы чиновники вели более открытую, а главное, профессиональную работу на границе, то компании быстрее бы ""оборачивались"", что приносило бы совсем другие результаты.
Средняя цена проданного в розницу телефона, по данным ""Евросети"", составила $193.
При этом доля продаж сотовых телефонов в дорогих ценовых сегментах значительно увеличилась по сравнению с уровнем прошлого года. Так, доля в выручке от розничных продаж в I квартале 2006 года сотовых телефонов дороже $200 превысила 60%.