Золотые яйца торговли

24-25 сентября в ЦМТ на Красной Пресне прошел очередной форум представителей розничного бизнеса – Russia Retail Business
 

В мероприятии, организованном B2B Consulting Group при поддержке Минпромторга России, Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), Национальной ассоциации сетевой торговли (НАСТ) приняло участие более 500 представителей бизнеса.

В своей вступительной речи заместитель министра промышленности и торговли Виктор Евтухов назвал торговлю «курицей с золотыми яйцами». По его словам, торговля – единственная из отраслей, которая за 25 лет рыночной экономики ни разу не просила от государства субсидий, а сегодня многие розничные компании продолжают набирать персонал, чем помогают решить проблему безработицы.

Государство понимает важность торговли, особенно в наше непростое время. Поэтому оставлять отрасль без внимания не собирается. Большая часть планируемых к принятию законов и документов, о которых рассказал замминистра, часового рынка практически не касаются – они посвящены прежде всего наиболее критичному рынку – продовольственному. Например, закон о нестационарной торговле, увеличение числа рынков, или нашумевшая в последнее время тема «продуктовых карточек» - механизма финансирования малоимущих слоев населения. Некоторые другие меры нацелены на обеление потребительского рынка – в частности, рассматривается вопрос введения специальной маркировки меховых изделий. Из того, за чем стоит поглядывать часовщикам – принятие нового закона «О торговле». Еще более важным обещает стать введение в торговле института саморегулируемых организаций, но это произойдет не в ближайшие месяцы. В целом Минпромторг против государственного регулирования цен и вообще против излишнего госрегулирования, и склонен отдать эти процессы на откуп самим участникам рынка. Консолидация рынка в руках наиболее сильных операторов, обеление и саморегулирование – эти три тренда, по мнению министерства, будут главными в ближайшее время.

Вместе со всей экономикой, розничная торговля переживает спад, едва ли не самый сильный за всю постсоветскую историю. Оборот розничной торговли сократился на 9%. Падение неравномерное на различных рынках и даже на разные группы товаров в пределах одного и того же рынка. Например, при общем незначительном снижении спроса на детские товары продажи игрушек пострадали очень сильно: в долларовом выражении они упали в 2.9 раза. В целом если оборот продуктовой розницы упал на 6%, то непродовольственный сегмент потерял 10%. Существенно упал спрос на электронику и бытовую технику, что отчасти стало результатом предновогоднего ажиотажа. При этом достаточно уверенно чувствует себя рынок спортивных товаров.

По словам представителя компании «Эконика», индекс уровня кризиса, вычисляемый GFK, сегодня составляет 102 пункта против максимальной цифры 57, которая была достигнута в 2009-м. Покупатель активно ищет возможность купить товар дешевле: смотрит за скидками и акциями. Без таких мероприятий продать что-либо сложно, но и акции на обувном рынке работают всего 2-3 дня. Одной из причин спада в компании считают существенно сократившее предложение, при том, что покупатель ищет уникальность. «Эконика» отмечает, что ее клиенты (преимущественно женщины среднего достатка) пока не готовы переходить на товары более низкого качества и склонны скорее сократить количество покупок.

Между тем, самое тяжелое время для ритейлеров кажется позади. Во-первых, данные Росстата показывают, что спад в торговле начал замедляться. При этом важно, что динамика непродуктового сектора, который сильно пострадал весной-в начале лета, вновь стала лучше продуктового. Во-вторых, абсолютному большинству ритейлеров удалось передоговориться с арендодателями. По словам представителя Национальной ассоциации сетевой торговли (НАСТ) Александра Саганова, если в случае старых договоров чаще всего заключены дополнительные соглашения, фиксирующие курс доллара на уровне около 40 рублей, то практически все новые договора заключаются в рублях. Более того, планируется инициировать закон о запрете заключения договоров аренды со ставкой, привязанной к курсу иностранной валюты.

Евгений Бутман (компания «Инвестритейл») отметил, что кризис 2009 и 2015 года проходят по существенно разным сценариям. В 2009 компании быстро пересчитали цены вслед за изменением курса валюты, а банки активно банкротили должников, забирая находящиеся в залоге активы. Тогда именно это привело к росту безработицы. Сейчас оптовое и розничное звено всеми силами стараются сгладить рост цен. Компании понимают, что в новых условиях жить придется долго, и стараются выработать новую стратегию, позволяющую работать в таких условиях. Обжегшись в 2009-м, банки понимают крайне низкую ликвидность большинства заложенных активов, и склонны переоформить условия кредитов, чтобы не допустить банкротство заемщиков. Это значит, что ритейлерам нужно смелее общаться с банками. Еще одно отличие кризиса 2015 года – впервые в истории России компаниям не удается переложить инфляцию в розничные цены.

Форум Russia Retail Business включал в себя несколько десятков различных семинаров и круглых столов на самые разные темы. Участники обсуждали возможные сценарии развития ситуации, делились опытом по преодолению трудностей. Среди типичных ошибок многие докладчики называли непродуманные скидки, которые не позволяют решить стратегические задачи, а лишь приводят к потерям, распыление усилий, и концентрацию внимания операторов на снижении затрат вместо глубокого пересмотра бизнес-модели.
Как сказал один из выступающих, «Мы стремимся продавать то же, что и раньше, тем же клиентам, что и раньше, теми же, что и раньше способами, и хотим иметь примерно те же деньги. Однако мир изменился, и это уже невозможно. Нужно искать новые модели для бизнеса».

 

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: конференция