Жу Шун Хуа: четыре преимущества
Что происходит со спросом и производством часов в Китае, на что делают ставку местные производители, и о будущем часового рынка мы поговорили с президентом Шеньчженьсклой часовой ассоциации господином Жу Шун Хуа.
Вы являетесь главой часовой ассоциации Шеньчженя. Чем она занимается, каковы ваши цели?
Цель нашей ассоциации – развитие индустрии. Мы работаем не только с китайскими компаниями, многие швейцарские бренды так же обращаются к нам за помощью. Мы стараемся расширить возможности часовых компаний, создать для них комфортную среду на рынке. Например, проводим эту выставку, чтобы повысить интерес к брендам-участникам. Помогаем китайским компаниям, которые хотят выйти на международный рынок.
Что представляет собой китайская часовая индустрия?
Это большая отрасль. По статистике, больше 80% часов в мире делаются в Китае и китайцами, включая множество фэшн-брендов. Только здесь, в Шеньчжене, в ней занято более тысячи компаний, из них более сотни – с сильной производственной базой. Говоря о тысяче компаний, я имею в виду и тех, кто занимается обслуживанием или ведением OEM-проектов. Более 30% часов, продающихся по всему миру, производятся в нашем городе.
В России ключевой проблемой отрасли является персонал. Существует ли у вас система подготовки работников для часовых компаний?
Система – это то, что мы стремимся создать, однако, пока не очень успешно. Профессиональных преподавателей почти нет. Те профессионалы, которые имеются в бизнесе, задействованы в конкретных компаниях и готовят сотрудников для них. Чаще всего обучение происходит в процессе работы. Мы пытаемся создать школу в сотрудничестве со швейцарцами. Мы вроде бы договорились со швейцарской школой, достигли соглашения с их руководством, но в итоге ничего не получилось.
Что происходит на часовом рынке Китая?
В прошлые годы мы имели спад, но в этом году импорт в Китай вырос на 28%. Половина швейцарских часов, поставляемых в Гонконг, тоже покупается китайцами. Это отражение ситуации в экономике Китая. Растет экономика – растет спрос.
10 лет назад главным преимуществом часов из Китая была цена. Тогда только начинались дискуссии о том, стоит ли вашим производителям тратиться на развитие собственных брендов. Сегодня руководители китайских компаний как один повторяют, что они должны конкурировать не ценой, а дизайном и идеями. Удалось ли китайским брендам достигнуть своих целей в отношении продвижения?
Отвечая на этот вопрос, мне хотелось бы рассказать о нас. Мы начинали с OEM-проектов, производили одну единственную модель. Затем начали копировать дизайн. И на третьем этапе стали двигаться в направлении создания собственного бренда. Такая ситуация характерна не только для часовой индустрии. Во многих отраслях происходит то же самое, но в часовой особенно.
В последние годы стали набирать обороты не просто производства, а именно китайские часовые бренды, что можно увидеть на этой выставке. Швейцарские бренды представлены главным образом в самых крупных городах Китая, с населением от 2 миллионов, в то время как китайские работают, в том числе, и в городах меньшего масштаба, что позволяет охватить основную часть населения страны. Это огромный рынок, но совсем иного характера.
Даже швейцарцы считают, что у китайских компаний все идет хорошо, и называют три наши преимущества: ресурсы, дизайн, который оказывается привлекательным для молодежи, а также скорость и объемы, недостижимые для швейцарцев.
Есть и четвертый плюс: отсутствие давления и очень хорошая связь между брендами и ритейлерами. Вы - русский, мы с вами можем не играть в европейскую вежливость, а говорить честно: некоторые ритейлеры швейцарских брендов закупили столько продукции, что у них не осталось свободных денег. Китайские же производители всегда оказывают хороший сервис, помогают ритейлерам по вопросам запасов или финансов.
Что вы думаете о сотрудничестве с Россией?
У русских брендов и даже ритейлеров есть все шансы на китайском рынке. Особенно интересна система TAX Free, которая делает покупку часов в России очень выгодной для жителей Китая.
Мы давно взаимодействуем с Россией в плане бизнеса. Нам выгодно покупать у России нефть и другие ресурсы, вам в Китае – различные товары, в том числе часы. На мой взгляд, это может быть определенным способом обмена. Возможно, нам даже не понадобится валюта. Русские часы тоже имеют хороший потенциал в Китае.
В последние годы продажи часов в мире уменьшаются. Как вы думаете, почему?
Есть две причины. Во-первых, это Apple watch, которые заместили большое количество традиционных часов. Во-вторых, экономическая ситуация в мире складывается не лучшим образом, и люди думают о том, как сберечь деньги, а не о часах или украшениях. Кроме того, есть проблема с избыточным производством у швейцарских компаний, у которых скопилось очень много продукции. Мне кажется, проблема не столько в изменении розничных продаж, сколько в перегреве рынка со стороны производителей.
То есть конечный спрос в Китае нормальный, но запасы в магазинах слишком большие?
Да. Потребление часов в Китае почти такое же, как раньше. Но наш рынок значительно отличается от других стран. У нас очень развиты онлайн-продажи, открывается много новых магазинов.
Крупнейшая интернет-площадка – Alibaba. Способствует ли она продажам часов в Китае? Многие компании, которые работают с Alibaba, говорят, что через эту площадку можно много продавать, но сложно получить прибыль.
Согласен! Я придерживаюсь такого же мнения. Я предпочитаю традиционные магазины, потому что они более контролируемы. Вы можете оценить, что они делают.
Вопрос личного характера. Сегодня у вас на руках двое умных часов: футбольные Hublot и Kronaby. Почему такой выбор, и за чем будущее: за цифровыми Hublot или аналоговыми Kronaby?
Оба бренда для меня новы. Я купил Hublot, так как в этом году они спонсоры чемпионата по футболу, который проходит в России. Вторые – тоже «умные часы», но другого характера.
В связи с сильным влиянием интернета часы стали не только предметом искусства, но и носителем искусственного интеллекта. Умные часы становятся все более актуальными и значимыми для современного рынка. И это создает новые возможности для часового рынка. На мой взгляд, каждый вид часов подходит к своей одежде и ситуации. Ни те, ни другие не победят. С развитием онлайн-экономики можно наблюдать, как возрастает интерес к технической составляющей часов, приложениям, функциям. Сколько ниш потребуется, столько и появится на часовом рынке.