Жертвы терроризма

Российские часовщики неожиданно для себя оказались жертвами терроризма. Точнее – борьбы с ним. Вместо того, чтобы остановить финансирование терроризма, Федеральный Закон 115 «О противодействии легализации доходов…» способен остановить продажу часов, имеющих даже минимальные включения золота или драгкамней.

Российские часовщики неожиданно для себя оказались жертвами терроризма. Точнее – борьбы с ним. Вместо того, чтобы остановить финансирование терроризма, Федеральный Закон 115 «О противодействии легализации доходов…» способен остановить продажу часов, имеющих даже минимальные включения золота или драгкамней.

Прошлый год был богат на изменения в законодательстве, которые напрямую касаются часовщиков, работающих с часами в корпусах из драгоценных металлов или украшенных драгоценными камнями. При этом общение с коллегами показывает, что участники рынка очень часто не осведомлены не только об этих изменениях, но и вообще о некоторых законах, которые они обязаны исполнять, и за нарушение которых могут попасть под серьезные санкции.

Чаще всего знания часовщиков о специфике госрегулирования оборота часов с драгоценными металлами/камнями ограничены тем, торговое предприятие обязано встать на специальный учет в государственных инспекциях пробирного надзора. Заплатив компании-посреднику какое-то количество денег и получив комплект документов, они успокаиваются и думают, что у них все в порядке. На самом деле это глубокое заблуждение. Узнав полный спектр своих обязательств, большинство часовщиков в прямом смысле «впадают в ступор».

С чистыми помыслами

Важным законом, который существенно влияет на торговлю часами, является 115-ФЗ «Федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Под его действие попадают организации и предприниматели, торгующие ювелирными и иными изделиями (в том числе часами), содержащими драгоценные металлы и/или камни.

Даже если вы никогда не слышали о ФЗ 115, вы неоднократно сталкивались с его проявлениями. Например, именно он ограничивает сумму «безымянного» денежного перевода в банке в 15 000 рублей. Большая часть норм закона касается не оборота драгоценных металлов и камней, а денежного обращения, и соблюдению этих норм государство придает огромное значение. Достаточно сказать, что именно неисполнение ФЗ 115 является одной из самых частых причин отзыва банковских лицензий. Контролировать исполнение закона участниками рынка украшений может много организаций – ФСБ, МВД, прокуратура, пробирная палата.

Причиной появления ФЗ 115 стало вступление в 2003 году России в ФАТФ (группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, англ. Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) — межправительственную организацию, которая занимается выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, а также осуществляет оценки соответствия национальных законодательств этим стандартам. Соответственно, 115-ФЗ разработан на основании Рекомендаций ФАТФ, представляющих набор мер по созданию в каждой стране эффективного режима противодействия легализации преступных доходов. В соответствии с Резолюцией СБ ООН № 1617 (2005) рекомендации ФАТФ являются обязательными международными стандартами для выполнения государствами — членами ООН.

От имени Российской Федерации в деятельности ФАТФ участвует Федеральная служба по финансовому мониторингу - Росфинмониторинг. При этом контроль за исполнением требований законодательства в сфере противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями (в том числе часами с драгоценными металлами и/или камнями), осуществляет Пробирная палата.

Ошибка перевода

Какое отношение часы имеют к терроризму? На сайте ФАТФ можно найти 40 рекомендаций, а также специальные многостраничные обзоры, касающиеся оборота золота и бриллиантов. В документах ФАТФ встречается более 100 упоминаний jewellery (ювелирные изделия). Наручные часы (watches) упоминаются всего 6 раз, причем в контексте, не подразумевающим их включение в контрольные процедуры. Таким образом англоязычные документы ФАТФ не упоминают часы в качестве объектов, несущих риски отмывания/финансирования терроризма, и не содержат каких-либо ограничений или регулирования оборота часов. В российской же версии часы оказались приравнены, по сути, к золоту в слитках, со всеми неприятными последствиями.

Дело в том, что в английском языке слово jewellery не включает в себя наручные часы (обычно говорят ”jewellery and watches”), а в соответствии с действующим законодательством России под термин «ювелирные изделия» попадают в том числе наручные часы, содержащие драгоценные металлы и/или драгоценные камни. Трудно сказать, сознательно или несознательно была допущена «неточность перевода», но в результате часы попали под действие 115-ФЗ. При всей абсурдности данного положения спорить с ним бессмысленно: и Росфинмониторинг, и Пробирная палата в своих письменных и устных ответах на запросы по этому поводу однозначно относят часы, содержащие драгоценные металлы и/или драгоценные камни, к категории «ювелирные изделия».

Взять на карандаш

Закон действует, и 10 января вступила в силу его свежая редакция. Самое «неприятное» для часовщиков новшество звучит так:

«При покупке физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней на сумму, не превышающую 40 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 40 000 рублей, а также при использовании персонифицированного электронного средства платежа для совершения покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу на сумму, не превышающую 100 000 рублей, либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 000 рублей, идентификация клиента - физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится (за исключением случая, если у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма)».

В данном случае слова «идентификаций клиента не производится» означает, что у всех остальных покупателей магазин обязан переписывать паспортные данные, и не только.

Кстати, процитированная норма закона «улучшила» положение часовщиков. До 10 января этого года идентификация требовалась для абсолютно всех клиентов! Однако ввиду явной нелогичности такого требования между ювелирами (которых этот закон затрагивает в еще большей степени, чем часовщиков) и контролирующими органами был заключен негласный договор, что до момента принятия разумных «порогов» за отсутствие идентификации штрафовать никого не будут. То есть если все остальные требования закона выполняются, можно было работать спокойно. Однако при этом публично представители Росфинмониторинга и Пробирной Палаты много раз говорили, что после принятия поправок в 115-ФЗ об установлении минимальных порогов для идентификации проверять начнут «по всей строгости закона».

Именно такой момент и наступил 10 января 2016 года. С этой даты при покупке розничным покупателем часов с драгоценными металлами и/или камнями дороже 40 тысяч рублей за наличные (или 100 тысяч рублей при оплате картой), продавец обязан идентифицировать клиента и заполнить специальную достаточно подробную анкету, с указанием паспортных данных и адреса регистрации, а для иностранных граждан – еще и данных о визе и миграционной карте. Анкета должна храниться 5 лет. За нарушение этого требования предусмотрены очень серьезные санкции: штрафы, вплоть до семизначных, или приостановление деятельности компании.

Восемь обязанностей

Помимо этого, 115-ФЗ налагает на организации и предпринимателей, занимающиеся производством, скупкой или продажей часов, содержащих драгоценные металлы и/или камни достаточно много других обязанностей. Думаю, нет смысла подробно пересказывать закон, лучше его прочитать, но кратко список требований к торговой точке таков:

1. Разработать и утвердить правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Это многостраничный документ, разработку которого, по моему мнению, лучше поручить специализированной организации. Их услуги стоят не очень дорого, поэтому лучше не рисковать – самому составить правила, учитывающие все нюансы, достаточно сложно. Важно помнить, что при изменении законодательства в правила приходится вносить изменения.

2. Назначить специальное должностное лицо, ответственное за организацию противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Этот человек должен отвечать специальным квалификационным требованиям, в частности - в части образования и опыта работы.

3. Провести обучение персонала по вопросам финансового мониторинга и обеспечить прохождение инструктажей. Обучение может быть дистанционным, в виде интернет-курсов, но результатом обязательно должен быть документ об обучении.

4. Осуществлять идентификацию лиц, работающих с компанией или предпринимателем. По сути, на каждого контрагента должна быть заполнена анкета с подробной информацией о нем, включая данные о конечных бенефициарах компании – физических лицах.

5. Принимать меры по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и операций, имеющих признаки связи с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Как это делать – расскажут во время обучения. Практическая рекомендация выглядит так: регулярно заходить в личный кабинет и проверять своих контрагентов. Дело в том, что список террористов регулярно обновляется, и вы должны быть уверены, что среди ваших контрагентов террористов нет. Кстати, соблюдение компанией 115-ФЗ оценивается в том числе по частоте и регулярности обращения в личный кабинет: если туда не заходили в течение месяца, вероятность проверки вырастает.

6. Регулярно направлять в Росфинмониторинг информацию по операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю, а также по операциям (сделкам), имеющим признаки связи с отмыванием доходов. Обязательному контролю подлежат покупки на сумму более 600 000 рублей. То есть если вы продали оптовую партию часов с драгоценными металлами/камнями на сумму 500 000 рублей, то сообщать об этом в Росфинмониторинг не надо. Но при следующей отгрузке этому же контрагенту на сумму от 100 000 рублей (то есть когда будет достигнут порог в 600 000 рублей) необходимо сообщить об этих двух операциях сразу. На подготовку и отправку сообщения отводится одни сутки, задержка считается нарушением. Документы можно отправлять по почте, но удобнее пользоваться электронным документооборотом.

7. Осуществлять хранение информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. При этом в каком виде должна находиться информация, закон не определяет. Соответственно, она может храниться и в электронном виде, важно, чтобы было обеспечено надежное хранение.

8. Обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в результате применения правил внутреннего контроля и реализации программ его осуществления, а также мер, принимаемых организацией при реализации таких программ. Проинформировать покупателя о требованиях закона по идентификации вы можете, можно повесить об этом объявление. Но раскрывать ему информацию о том, что вы делаете и каков результат проверки, нельзя. То есть если человек хочет купить стальные часы с бриллиантами на циферблате ценой в 41 тысячу рублей за наличный расчет, вы вначале должны идентифицировать его, заполнить анкету с паспортными данными и т.д., а потом, перед совершением продажи, проверить по базе террористов. Если он окажется упомянут там, у вас должен быть вполне определенный алгоритм поведения, определяемый законом и вашими правилами внутреннего контроля. Но при этом сообщать покупателю, что он, например, находится в списке террористов, вы не имеете права.

Более подробно об описанных выше обязанностях организаций и предпринимателей, занимающихся оборотом часов, содержащих драгоценные металлы и камни, можно прочитать в самом законе, а также материалах, размещенных на сайтах Росфинмониторинга и Пробирной Палаты. Недавно опубликованное информационное письмо Росфинмониторинга № 50 от 10 февраля 2016 г. достаточно подробно описывает особенности применения 115-ФЗ в сфере оборота товаров, содержащих драгоценные металлы и камни. Об особенностях практического применения данного закона рассказывают также на обучении, которое обязаны пройти ваши сотрудники.

Миссия невыполнима

Я точно знаю, что в полном объеме описанные выше требования российского законодательства выполняет очень мало часовых компаний. Почему так получилось? Какова вероятность проверки? Могут ли эти законы быть отменены? Попробуем во всем этом разобраться.

Я руковожу компанией, которая занимается дистрибуцией часов, в том числе с драгоценными металлами и камнями. Розничные продажи у нас бывают, но очень редко. Недавно один из покупателей спросил у меня: «Почему вы просите у меня паспорт при покупке часов ценой 50 тысяч рублей? Вчера я покупал часы за 13.5 миллионов рублей, и у меня паспорт никто не спросил…». Я ему ответил: «Мой жизненный опыт говорит, что компании, продающие часы за 13.5 миллионов рублей, проблем из-за нарушения данного закона иметь не будут, они не боятся никаких проверок…»

Действительно, штраф в миллион рублей для мелкой или средней компании может быть чувствительным и даже разорительным, а крупные фирмы или найдут способ «договориться» с проверяющими, или решат, что им проще заплатить штраф, чем терять миллионные продажи. Дело в том, что подавляющее большинство розничных клиентов, покупающих самые дорогие часы, категорически отказываются оставлять свои паспортные данные, адрес регистрации и фактического проживания, домашний и мобильный телефон. Поэтому у продавцов дорогих часов дилемма: или отказаться от продажи, как рекомендует в такой ситуации закон, или пойти на нарушение закона. На сегодняшний момент большинство магазинов выбирает второе…

Я перечислил основные моменты ФЗ 115, которые предпринимателям необходимо знать. Выполнять ли его требования – каждый для себя решает сам. В любом случае, если даже вы решите пойти на нарушение закона и отказаться от идентификации, лучше выполнить все остальные требования закона, тем более, что сделать это не так уж и сложно. Цена вопроса – максимум несколько десятков тысяч рублей - именно столько стоит подготовить все необходимые правила, приказы, пройти обучение и т.д. Думаю, что в этом случае санкции при проверке будут меньше, чем если вы проигнорируете все требования закона.

Кто будет первым?

Проверки в сфере оборота товаров, содержащих драгоценные металлы и камни, в последние годы проводились редко, и часовщики «расслабились». Однако есть много сигналов о том, что «гости» будут наведываться чаще. Думаю, с принятием поправок мы увидим первые прецеденты проверок часовых салонов, по итогам которых можно будет понять, чего нам ждать в будущем.

На сегодняшний день единственный способ упростить жизнь часовщиков в связи с 115-ФЗ – исключить наручные часы из сферы действия данного закона, или, по крайней мере, существенно повысить пороги и исключить из мониторинга безналичные платежи/оплату картами. В самом деле, рекомендации ФАТФ относятся только к сделкам за наличные, не касаются оборота часов вообще, а рекомендация по порогу, с которого начинается контроль, составляет 15 тысяч евро (примерно 1.35 миллиона рублей). У нас контролю подлежат безналичные операции и оплата картами (где клиент и так уже идентифицирован банком), в перечень включены наручные часы, а пороги установлены на уровне 34 раза ниже рекомендаций ФАТФ. Планка идентификации у нас (40 тысяч рублей) примерно равна средней зарплате, в то время как в Швейцарии пороговая сумма составляет 100 тысяч франков (примерно 8.2 миллиона рублей, в 205 раз больше нашего!), что примерно равно 20-ти месячным зарплатам в этой стране.

Разумеется, все мы заинтересованы в исправлении глупостей и ошибок, включенные в закон. Поэтому есть смысл инициировать внесение в него поправок. Однако надо иметь в виду, что сегодня большинство организаций, с которыми придется их согласовывать (МВД, ФСБ, Росфинмониторинг, т.д.), выступают против исключения часов из зоны регулирования. Чтобы добиться успеха, предстоит проделать очень серьезную работу, «убедить» соответствующие министерства и ведомства, что закон в нынешнем виде вредит российскому бизнесу, создает дополнительные административные барьеры, тормозит легальный бизнес, создает коррупционные риски, увеличивает конкурентное преимущество для контрабандистов и игроков серого рынка и может быть использован для выдавливания с рынка неугодных операторов– ведь существует риск, что закон будет применяться выборочно. При чрезмерно широком охвате действительно криминальные сделки с драгоценными металлами и драгоценными камнями «потеряются» на фоне огромного массива обычных покупок. Это, кстати, явно и очень сильно противоречит рекомендациям ФАТФ, которые требуют, чтобы все проводимые мероприятия были эффективными.

С моей точки зрения, добиться внесения поправок в 115-ФЗ можно, но для этого необходимо консолидировать усилия большего количества участников, чем сегодня входят в Ассоциацию участников часового рынка. Опыт подобной совместной работы у Ассоциации есть: например, мы успешно объединялись с компаниями, не входящими в Ассоциацию, для возврата часов в список технически сложных товаров. Думаю, сейчас тот случай, когда стоит еще раз объединить усилия.

 

 

 

Автор: Михаил Каспаров
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: законодательство