Жаркий месяц июль
С традиционной недельной задержкой мы публикуем традиционный обзор главных событий прошлого месяца. Июль-2016 оказался холодным по продажам, но белее чем жарким по температуре воздуха и накалу событий.
С традиционной недельной задержкой мы публикуем традиционный обзор главных событий прошлого месяца. Июль-2016 оказался холодным по продажам, но белее чем жарким по температуре воздуха и накалу событий.
Российский часовой рынок, который нам ближе всего, в июле демонстрировал все признаки спячки. Зато новостей глобального характера хватало.
Самые громкие – теракт в Ницце и недопереворот в Турции. В статье про итоги июня мы говорили, что Brexit вызовет колоссальную степень неопределенности в Европе и падение рынка люксовых товаров. Но что события примут такой оборот, не ожидали. Еще с апреля круизные компании не рекомендовали своим пассажирам сходить на берег в Стамбуле, а некоторые изменили маршруты, исключив из них турецкие порты. Видимо, они что-то знали. Произошедшее в Стамбуле и Ницце способно сильно осложнить туризм в Старом Свете и подорвать настроения покупателей. А на туризм приходится около 40% продаж всех люксовых товаров.
Спустя неделю после событий в Турции вышли два отчета: FHS об экспорте из Швейцарии и полугодовой Swatch Group. Они наглядно показали степень негативных изменений на часовом рынке. Между тем, проблемы у отрасли только начинаются. «Кризис 70-х» в Швейцарии не был связан с мировыми проблемами, это был кризис в отдельно взятой отрасли отдельно взятой страны. Сейчас ситуация сложнее.
Снижается потребление всех люксовых товаров. Вышедший через несколько дней после Swatch Group отчет LVMH выглядит позитивнее, чем у конкурента. Однако если присмотреться, он показывает тот же тренд: у концерна растут продажи прежде всего алкоголя, парфюмерии, отчасти одежды – т.е. товаров, дешевых по сравнению с часами. А из часов растущей названа опять же только самая «младшая» марка – TAG Heuer, сделавшая ставку на понижение средней цены. Кстати, для TAGF Heuer июль стал месяцем появления первых итогов по продажам «умных часов». После всплеска интереса в момент запуска, вызванного интенсивной рекламой, ажиотаж спал, и спрос пока оказывается не таким высоким.
Общемировые данные подтверждают, что спрос на умные часы падает. В лидерах опять Apple – только теперь в лидерах падения: отгрузки сократились на 55%. Но продажи сокращаются не только у них, и не только у часовщиков. Например, прибыль Volkswagen сократилась почти в 2 раза, убытки фиксируют большинство нефтяных компаний (Chevron, Schlumberger). Экспорт и импорт из Японии идут вниз уже 20 месяцев, Франция отметила нулевой рост ВВП, розничные продажи в Германии ушли в минусовую зону. Статистика США за редким исключением позитивна, правда доля жилой недвижимости в собственности граждан упала до 62% (это показатель 1965 года), а Microsoft собирается сократить почти 3000 человек. Но IT-сектор не собирается сдаваться и главной новостью июля стала Pokemon-Go. Странно, что пока никто из часовых компаний не объявил о партнерстве с игрой. Молчит даже известный первопроходец Бивер.
Экономика России болтается где-то около дна, собираясь то ли всплывать, то ли копать глубже. ВВП продолжает падать, но падение сильно замедлилось (до 0.7%), а оптовая торговля и отдельные сектора промышленности начали расти. Увеличивается грузооборот портов и импорт алкогольных напитков, в частности – не совсем народных рома, виски и текилы. Сбербанк в очередной раз понизил ставки по депозитам – объем вкладов таков, что банку, в отличие от часовых магазинов, деньги просто не нужны. В итоге впервые за 2 года появились прогнозы ВВП, ожидающий начало роста уже в этом году. Правда население и значительная часть бизнеса этого оптимизма не разделяет.
Ситуация в розничной торговле неоднозначна. Суммарный оборот продолжает падать, о проблемах говорят и операторы торговой недвижимости: "Афимолл" ухоит за долги, убыточными для владельца стали некоторые региональные "Меги". Однако в июле Высшая Школа Экономики впервые за 2 года зафиксировала рост индекса предпринимательской уверенности в секторе розничной торговли, а доля вакантных площадей начала сокращаться. Многие операторы приспособились к новым условиям. Например, выручка «М.Видео» по сопоставимому набору магазинов снизилась, но в целом по сети выросла на 19%. Сети не просто меняют набор магазинов, но и концепции. Премиальная «Азбука вкуса» объявила о развитии сегмента недорогих товаров, а электронные супермаркеты «Эльдорадо» – о включении в ассортимент сантехники. Кстати, в первом полугодии выручка этой сети выросла на 25%.
Среди событий, которые затронули часовщиков, можно назвать завершение ремонта Тверской и отставку главного таможенника. Открывшаяся раньше срока главная улица Москвы завершила превращение центра столицы в пешеходно-туристический центр. Скорее всего, постепенно произойдет смена профиля работающих здесь торговых точек, отчеты исследовательских компаний уже фиксируют этот тренд. Туристическая зона не останется без часовых салонов (к тому же пошли очередные разговоры о введении в России Tax Free), и это для рынка плюс. А вот очередные коррупционные скандалы станут еще одним ударом по потреблению люксовых товаров. Но главный удар – отставка главы ФТС. Не нужно быть пророком чтобы предсказать, что таможню ждет череда проверок, перестановок и прочих событий, затрудняющих работу.
Подводя итоги произошедших в июле событий, хочется остановиться на том, чего не случилось. В начале года я ожидал с начала-середины лета увидеть рост денежных вливаний в экономику и, соответственно, конечного спроса. Логика всех предыдущих предвыборных лет говорила о том, что за 3-6 месяцев до народного волеизлияния власти предпримут меры по повышению настроения избирателей. Однако в этот раз «предвыборная гонка» проходит настолько тихо и условно, как будто сентябрьские выборы не интересуют не только население, но и самих политиков. Традиционная «раздача денег» в таких условиях лишняя.
Остается уповать на Турцию. Переворот не только закрыл возможности выездного туризма (т.е. оставил деньги в стране), но и заставил многих наших сограждан позитивнее оценивать происходящее в России (здесь по крайней мере относительно спокойно). А именно позитивных новостей не хватает людям, чтобы из посетителей торговых центров превратиться в покупателей.
Автор: Текст: Вячеслав Медведев
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: Анализ рынка