Менеджер по продажам и маркетингу компании Aerowatch Жан-Себастьен Бозли считает, что сейчас — лучшее время и для старта бренда в сегменте наручных часов, и для выхода на российский рынок.
Господин Бозли, мы встречались почти год назад, когда вы только изучали российский рынок. Что изменилось за этот год в вашей компании?
В этом году мы отмечаем столетний юбилей компании. Да-да! На самом деле Aerowatch — это довольно старая и известная фирма, производящая карманные часы, но только 5 лет назад мы приняли решение о запуске линий наручных часов. И мы стартовали очень быстро. Например, в прошлом году у нас появилось много новых рынков: Германия, Казахстан, Япония, Южная Корея, мы охватили практически всю Юго-Восточную Азию, а теперь будем представлены и в России.
А какой из рынков для Aerowatch основной?
Швейцария, и это логично. Во-первых, мы — семейный швейцарский бизнес. Таких компаний, как наша, осталось не очень много. Мы существуем не один год и в области карманных часов пользуемся большим уважением. Мой отец — человек очень известный в индустрии, я сам работал во многих знаменитых компаниях, например Corum. Поэтому выйти на рынок наручных часов нам было не трудно — нужна была только грамотная концепция марки, правда, разработать ее оказалось сложнее всего. Когда первая коллекция была готова, я пришел в пять лучших ювелирно-часовых сетей Швейцарии, предложил им наши часы, и все они очень заинтересовались. Поэтому теперь увидеть Aerowatch можно в Bucherer и в других престижных магазинах, что сразу создало бренду хороший имидж. К тому же, пока мы маленькая компания, мы можем строить личные отношения с ритейлерами, не заставлять их купить дисплей из 50 или 100 моделей, а вместе составлять оптимальный набор, заменять непродающиеся модели. Мы рассчитываем на долгосрочное сотрудничество с нашими дилерами, и люди это ценят.
Вы упомянули, что самым сложным для вас было разработать концепцию наручной коллекции. А в чем ее особенность? На мой взгляд, это просто классические часы, в которых ничего не бросается в глаза.
Но ведь эти часы вам нравятся, хотя вы и не можете понять, что именно вас в них привлекает? Секрет — в деталях, каждую из которых мы постарались привязать к историческому стилю наших карманных часов. Например, рисунок заводной головки, римские цифры разметки, гильоше циферблата — вы видите, что все они тщательно повторяют классические карманные модели. Или посмотрите на крепления браслета: они выполнены в стиле начала ХХ века. И мы развиваем этот стиль, а не просто копируем. Например, у нас появились коллекции прямоугольных часов, более современных, но тоже выполненных в узнаваемом стиле Aerowatch.
Кстати, почему у марки такое имя?
Начало ХХ века ознаменовалось развитием авиации, и все самое современное, динамичное и инновационное было так или иначе связано с этой темой. И именно такими хотели видеть свои часы основатели компании. Поэтому и выбрали название Aerowatch.
Насколько я знаю, вы используете редкие винтажные калибры?
Да, но только в лимитированных сериях. Например, успехом пользовалась лимитированная серия с Valjoux 92, а в этом году мы сделали коллекцию на базе Buren с эксцентрическим ротором. Но это — действительно линии для ценителей. В основном же мы представляем коллекции на базе ЕТА и Dubois Depraz с классическим дизайном и стандартным набором функций. Я думаю, что нам повезло в том, что мы начали производство наручных часов как раз в то время, когда эра «блинг-блинг» пошла на спад, и наша продукция многим показалась глотком свежего воздуха.
Проникнуть на маленький швейцарский рынок вы действительно можете с помощью личных связей. Но как вы собираетесь объяснять людям во всем остальном мире, что они должны покупать именно ваши часы, ведь предложение бюджетной классики сейчас возрастает?
Я никого ни к чему не обязываю. Я пытаюсь дать людям возможность полюбить наши часы. Хотя бы из-за цены. Ко всему прочему наши клиенты хотят купить что-то необычное, не массовое. Сейчас все больше дилеров отходят от марок, которые принадлежат большим группам, я опять же имею в виду Швейцарию. Мы никогда не сможем сравниться с большой группой, у нас и денег меньше, и рекламный бюджет скромнее. Но мы, например, предлагаем большую маржу. И продавцу в магазине оказывается несложно убедить клиента купить Aerowatch вместо даже более раскрученной марки. Сейчас очень много открытой информации о часах, об их производителях, велика роль интернета.
И если люди покупают наши часы и считают это выгодной сделкой — они делятся своим мнением с другими. Я не утверждаю, что это единственный эффективный промоушн, но таким образом за пять лет мы создали марке очень хорошую репутацию. К тому же мы правильно выбрали точки продаж. Например, в Германии нас представляет тот же дилер, что и Raymond Weil, а в Голландии — дилер Maurice Lacroix. Конечно, Aerowatch сильно уступает им в известности, но я заметил, что на решение человека о покупке все меньше влияет бренд. Например, я уже говорил, что мы хорошо представлены в Швейцариии: в магазинах Цюриха, Женевы, Интерлакена, в Женевском аэропорту. И вот человек приходит в такой магазин, видит Aerowatch и говорит себе: да, я не знаю эту марку, но судя по окружению — это хороший бренд, и это то, что я могу себе позволить. Это не часы за 4 тысячи, это часы за 1,5 тысячи франков. И человеку не нужно думать дважды. У нас очень сильная ценовая политика, высокое качество и репутация бренда.
Сейчас вы вкладываете деньги в качественные комплектующие, покупаете хорошие механизмы — а через год ситуация может измениться, а качество часов — сильно упасть. Как вы можете гарантировать, что репутация бренда не пострадает в будущем?
Конечно, никто не может гарантировать, что через год у всех все будет хорошо. Но мы стараемся сделать все, чтобы обеспечить качество. Например, не так давно мы запустили линию кварцевых часов по очень привлекательной цене, и она пользуется таким успехом, что сейчас 60—70% продукции марки — это кварц. И здесь мы можем уверенно гарантировать стабильное качество, ведь это не механика с усложнениями, как в наших лимитированных сериях.
Впрочем, я могу сказать, что у нас хорошие отношения и с господином Хайеком, и с фабриками Selita и Soprod, я не думаю, что мы снизим планку качества механизмов. Кстати, мой брат — инженер- механик, и, в принципе, он может создать собственный калибр для Aerowatch. Но запустить его в серию — это вопрос совсем других инвестиций. Мы не можем идти на удорожание продукции, посмотрите, те марки, которые вкладывались в производство, сейчас расплачиваются тем, что сокращают свое присутствие в магазинах, особенно на небольших рынках. Зато я могу сказать, что кварцевые часы для Aerowatch производит очень престижная в Швейцарии мануфактура, которая выпускает модели Omega и Cartier.
Многие компании сейчас снимают дорогие линии и повышают количество бюджетных моделей, в том числе и кварцевых. Вы не боитесь, что скоро в вашем сегменте будет много именитых конкурентов?
Учитывая, что два года назад все эти компании говорили, что вообще отказываются от выпуска кварцевых часов, сейчас ситуация выглядит забавной. Например, я слышал про одну марку, которая резко снизила ценовую планку, представив образцы бюджетной механики — о да, это был хороший механизм, но практически необработанный и недекорированный! Снижать цену за счет снижения качества — недопустимо. Так что такой конкуренции я не боюсь.
А на самой Aerowatch кризис сказался?
Вы знаете, не очень. У нас идет стабильно запланированный рост продаж при стабильных расходах. Как я уже говорил, мы — скромный семейный бизнес, у нас нет таких расходов и рисков, как у крупных компаний. У нас нет дорогостоящих посланников, нет больших домов, я не езжу на «Феррари».
Кстати, а как вы продвигаете свою марку? А то складывается ощущение, что вы все оставляете на добрую волю покупателя — вот он пришел в магазин, сравнил несколько моделей и выбрал ваши…
Конечно, у нас есть и рекламный бюджет, и отдел маркетинга. Но нам не нужно продавать миллионы часов. Например, в Европе мы прекрасно рекламируемся через специализированную часовую прессу, а на других рынках мы прислушиваемся к рекомендациям дистрибьюторов.
Год вы знакомились с российским рынком. Какие у вас впечатления и предчувствия?
Еще год назад мне казалось, что нам будет очень сложно в России, потому что мы, как вы сказали, слишком обычные. Но теперь я думаю, что в этом и есть наша сильная сторона. Например, мы только в прошлом году открыли Японию, и хотя у нас там не очень крупный дистрибьютор, мы получаем заказ на новые часы каждые 2 месяца. Я очень рассчитываю, что ситуация в России будет развиваться по тому же сценарию.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес " №2-2010
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна