Третий «Московский часовой салон» стал своего рода зеркалом, отразившим многие процессы, происходящие на часовом рынке. В течение нескольких лет, прошедших после кризиса 1998 года, часовой рынок претерпевал заметные изменения. Спрос на часы рос, увеличивалось число магазинов. Одновременно усиливалась и конкуренция – как между розничными магазинами, так и между обслуживающими их оптовыми компаниями.
Конкуренция – главное слово на сегодняшнем рынке. Именно она вынуждает российские магазины вкладывать средства в оборудование, «подтягивая » их до европейского уровня. Она же заставила участников выставки потратить немалые (по российским меркам) деньги на оформление стендов, презентации и увеселительные мероприятия. В результате шоу получилось красочным. Шикарнейшие стенды, каждый со своей «изюминкой », непрерывная череда презентаций: там пляшут, тут поют, здесь что-то разыгрывают – кто часы, кто DVD-плейер, кто – целый автомобиль. Вот только многие участники жаловались: зрителей- посетителей маловато. А кого именно мало, каких посетителей? Сколько людей – столько взглядов, сколько компаний – столько разных, зачастую несовместимых интересов.
Одни участники надеялись набрать на выставке оптовых клиентов, другие – показать товар розничным покупателям, третьи сами до конца не поняли, зачем пришли. Но так же, как сложно усидеть на двух стульях, сложно обеспечить на одной выставке большое количество посетителей совершенно разных групп – специалистов и конечных покупателей. С другой стороны, если поставить себя на место потенциального посетителя- оптовика (особенно не москвича), то зачем, собственно, ему приезжать на «Часовой салон »? С ассортиментом магазина и со списком поставщиков он в большинстве случаев уже определился, а свободных денег на эксперименты с новыми марками в конце ноября у него не было. К тому же, по словам организаторов и по некоторым другим оценкам, число посетителей по сравнению с прошлым годом почти не изменилось. Поменялись, скорее, их интересы: какой смысл тратить время на стенде компании, про которую и так все знаешь?
Те фирмы, которые участвовали в выставке впервые, на недостаток интереса не жаловались. Видимо, посещаемость выставки – всего лишь отражение сложившегося раздела рынка. «Часовой салон » как нельзя лучше отразил динамику продаж в 2001 году. Хотя объективно прошедший год был неплохим для большинства компаний, все же он не оправдал тех радужных прогнозов, с которыми его встречали. И роскошные стенды, заказанные и оплаченные еще летом, не могли скрыть уже более «приземленное » настроение участников выставки. Но, несмотря на замедление темпов роста объемов продаж, Россия является очень перспективным рынком для иностранных часовых компаний- производителей. Доказательством этого может служить и представление в Москве мировой новинки от RADO, и количество первых- вторых лиц иностранных фирм, почтивших выставку своим присутствием.
Отразила выставка и деление рынка в зависимости от категорий часов. Дешевые китайские часы, японско- корейские, швейцарские массовые часы и бренды люкс- класса образуют разные сегменты рынка. В этом году на Салоне дешевых часов почти не было. В России эта продукция постепенно вытесняется туда, где она продается во всем мире: в небольшие магазинчики на окраинах городов, в ларьки на вокзалах и в подземных переходах. Но и по-настоящему интересных часов посетители не увидели тоже: продавцам эксклюзивного товара выставка не интересна. Из трех российских компаний, в которых сконцентрирована торговля часами почти всех дорогих марок, в «Часовом салоне » участвовала только «Меркури », да и то – с недорогой частью своего ассортимента. Хотя изменения постепенно происходят: в этом году на стенде «Меркури » появились Bulgary, Chopard, Ebel. Зато ситуация с конкуренцией в секторах массовых швейцарских и японских часов проявилась во всей красе. Большинство производителей имеют на российском рынке несколько конкурирующих друг с другом дистрибьюторов. Так, на «Часовом салоне » посетители могли увидеть Longines на трех стендах (помимо стенда самой компании Longines), аналогичная картина наблюдалась с Tissot, Omega, Seiko и многими другими марками. Но интереснее всего была представлена на выставке Casio. Стенды двух ее дистрибьюторов стояли рядом и для посетителей сливались в один.
Для самой японской компании это, наверное, хорошо, но хорошо ли для дистрибьюторов, каждый из которых платил деньги за то, чтобы найти клиентов именно для себя? В прошлом году небывалую активность на российском рынке проявили корейские фирмы. Глядя на успех Romanson, к нам ринулись Nexxen, Veloce, Essence, Elegangce – всех не перечесть. Причем корейцы ведут очень агрессивные рекламные кампании, быстро обновляют ассортимент, да и качество предлагаемого ими товара достаточно высоко. Их экспозиция на «Часовом салоне » полностью соответствовала активности на рынке и объемам продаж: общая площадь стендов, занятых корейскими фирмами, оказалась больше площади стенда крупнейшего в мире часового концерна – Swatch Group. Кстати, интерес посетителей к продукции того же Romanson’a был не меньшим, чем к маркам Swatch Group.
Правда, в отличие от швейцарских стендов, на стенде корейской компании никто по-русски не говорил. Салон показал серьезные изменения, происходящие в отечественной часовой промышленности. Выросло количество «новых русских » марок, и улучшилось качество выпускаемых ими часов. В этом году посетители могли познакомиться с новинками рынка – марками «Сокол », «Интерьерстекло », новыми коллекциями от «Рекорда », «Ориона », «Державы », «Ладомира ». Впервые «вышла в люди » компания «Внешторгполет » – производитель, наверное, самых интересных российских часов, до этого продававшихся, в основном, за рубеж. Начали поворачиваться лицом к покупателю и «большие » заводы. Из них на выставке самым заметным стал «Восток »: нестандартный стенд, девушки в фирменных синих костюмах, дисплеи для часов и новые коллекции. Обновили ассортимент и другие заводы, пусть и во многом за счет импортных комплектующих. За состоянием отечественной промышленности с пристальным вниманием наблюдают зарубежные производители.
Почувствовав перемены и растущую потребность наших заводов в кварцевых механизмах, наиболее предприимчивые из иностранцев поспешили в Москву. Отдельным стендом выступила TMI – дочернее подразделение SEIKO. Впервые приехали в Россию представители одной из крупнейших швейцарских фирм-производителей механизмов – ISA. Хороша или плоха была прошедшая выставка? Она такова, каков сегодня рынок часов: относительно небольшой и по количеству оптовиков, и по количеству ключевых розничных операторов, более- менее сложившийся в отношении ассортимента, и, вместе с тем, неорганизованный и высококонкурентный. При всем различии мнений и оценок результатов «Часового салона » было нечто общее, что читалось в глазах большинства участников: «Мы ждем перемен ». Что- то должно поменяться – в спросе, в поведении владельцев магазинов, в работе оптовых дистрибьюторов и, конечно, в самой выставке.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 1-2002
Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: Выставки Tissot Московский часовой салон Seiko Omega 1-2002 Longines Romanson Ebel Восток Mercury Внешторгполет Рекорд Bvlgari Chopard Nexxen Сокол Орион Veloce Essence Elegangce Держава