Защита от потребителя

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Общество по защите прав потребителя отвечает на наши вопросы</span></span></p>

На вопросы редакции журнала «Часовой бизнес» отвечает юрист журнала «Спрос» Общества защиты прав потребителей Надежда Заморенова

На вопросы редакции журнала «Часовой бизнес» отвечает юрист журнала «Спрос» Общества защиты прав потребителей Надежда Заморенова

Имеют ли право сотрудники Общества защиты прав потребителей проводить проверки и налагать штрафы?
Да, в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Закона «О защите прав потребителей» общественные объединения потребителей вправе проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей. Такое право закрепляется за обществами защиты потребителей при их регистрации, если оно содержится в их уставе. А вот штрафы общества потребителей самостоятельно налагать не могут, ведь наказание правонарушителей - это исключительная компетенция государства. Правда, по статье 13 того же Закона при удовлетворении судом требования потребителя суд может (по не обязан) наложить на продавца штраф за то, что тот не удовлетворил требований потребителя в добровольном порядке. И если в такой ситуации с заявлением в защиту потребителя выступало общество потребителей, то 50 процентов штрафа перечисляются этому обществу.

Относятся ли часы к технически сложным товарам?
В Законе «О защите прав потребителей» трижды приводятся перечни технически сложных товаров: в ст. 18. п. 1 (ограничение требований покупателя в случае неисправности), в ст. 20. и. 2 (передача покупателю аналогичного товара на период ремонта) и в ст. 25 (обмен товара надлежащего качества). В Постановлении Правительства РФ № 55 19.1. есть только два из трех указанных перечней: по ст. 20 и ст. 25. Они содержат пункт «технические сложные товары, на которые установлены гарантийные сроки», но там часы в явном виде не фигурируют. А в Правилах продажи отдельных видов товаров (ст. 47) часы упомянуты в явном виде. Так сложный часы товар или простой?
Действительно, в нашем законодательстве, а именно в Постановлении Правительства РФ от 19.01.98 № 55, в настоящее время имеются только два перечня из трех, упомянутых в Законе «О защите прав потребителей», и приходится работать только с ними.
При системном анализе норм постановления № 55 мы пришли к выводу, что часы нужно считать технически сложным товаром. Например, требования ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» к ним должны применяться как к технически сложным товарам. Но так как в перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату пли обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (короче, во втором перечне постановления, по ст. 25 Закона о ЗПП) в пункте 11 приведен исчерпывающий перечень технически сложных товаров, то обменять часы, если они не подошли по цвету, размеру и т.п. можно в течение 14 дней, как и говорит ст. 25 Закона.

Кто может проводить экспертизу для выяснения причин неисправности часов? Может ли магазин направить покупателя в одну из мастерских для получения заключения о причинах неисправности?
В принципе, экспертизу качества товара и причин неисправности какого-либо изделия может проводить любое лицо, обладающее специальными познаниями в данной области: именно таким образом Гражданский процессуальный кодекс РСФСР определяет понятие «эксперт». В соответствии с Законом РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по осуществлению экспертизы качества товара не подлежит государственному лицензированию. Поэтому магазин будет абсолютно прав, если отправит покупателя в одну из мастерских для получения заключения о причинах неисправности.

Кто может определить причину износа покрытия часов? У нас есть заключения на эту тему, выданные бюро следственной экспертизы и даже одним из рыбсовхозов...
Опять-таки, такую экспертизу может провести любое лицо, обладающее необходимыми специальными познаниями. Деятельность ведь не лицензируется (см. ответ на предыдущий вопрос).

В Законе сказано, что продавец обязан провести экспертизу за свой счет. И если она выявит, что неисправность возникла но вине покупателя, то тот должен возместить продавцу расходы. А как это осуществить на практике? Могу ли я не отдавать покупателю товар до возмещения расходов?
Да, Гражданский кодекс Российской Федерации допускает такую возможность. Во-первых, статья 12 ГК устанавливает способы защиты гражданских прав и, в том числе, допускает самозащиту права. Ст. 14 устанавливает, что способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Во-вторых, ст. 359 («Основания удержания») устанавливает право кредитора, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику, в случае неисполнения должником в срок обязательства по возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока обязательство не будет исполнено. Так что ситуация с удержанием часов вполне правомерна.
Здесь можно предложить и другой вариант: стороны заключат договор о внесении покупателем суммы, необходимой для оплаты экспертизы, на депозит какой-либо из нотариальных контор. При этом в договоре предусматривается условие, по которому в зависимости от результатов экспертизы деньги передаются продавцу (если исследование показало, что недостаток возник по вине потребителя) или покупателю (в обратном случае). Затем продавец оплатит экспертизу, и все заинтересованные стороны останутся довольны.

В Законе «О защите прав потребителей» упоминаются «продавец», «изготовитель», и «организация, выполняющая функции изготовителя (продавца) на основании договора с ним». Помогите разобраться, кто есть кто и куда направлять покупателя. Будет ли прав магазин, если по всем вопросам неисправностей будет отправлять покупателей в гарантийную мастерскую и только после ее заключения о необходимости возврата денег или замены товара будет этот возврат (замену) производить?
Магазин будет прав, если будет направлять покупателей в гарантийную мастерскую для проведения экспертизы по вопросам качества товара и причины неисправностей. Но вывод о необходимости возврата денег или замены товара может сделать только сам потребитель, ведь Закон «О защите прав потребителей» в ст. 18 указывает, что в случае продажи ему товара ненадлежащего качества потребитель вправе по своему выбору потребовать от продавца замены товара, расторжения договора купли-продажи и т.п. (см. Закон). Право выбора требования принадлежит только потребителю, а никак не продавцу. А если экспертиза покажет, что неисправность возникла по вине потребителя, он вообще лишится возможностей, предусмотренных ст. 18.

Бывает так: купит человек часы, носит их год, а может, и больше (пока гарантия не кончится). Часы ему нравятся, но за это время трутся, царапаются. Он покупает себе совершенно аналогичные и через неделю или месяц приходит в магазин, где их купил. Предъявляет продавцу СТАРЫЕ часы со всеми документами на НОВЫЕ часы (паспорт, чек и т.д.), заявляет, что часы неисправны (варианты разные), и требует возврата денег. Продавец понимает, что за месяц так «уделать» товар просто нельзя, но доказать ничего не может - документы- то есть - и вынужден вернуть деньги. Как с этим бороться?!
Прежде всего, следует напомнить уважаемым продавцам, что часы можно идентифицировать по серийному (индивидуальному) номеру, который должен быть указан в их техническом паспорте. Внимательнее изучайте документы, которые прилагаются к часам при их возврате. Тщательнее составляйте документацию на продаваемый вами товар, не забывайте проверить или указать серийный номер. А если уж возникла подобная ситуация, товар можно отправить на экспертизу, а потребителю-экстремисту пригрозить уголовной ответственностью по статье «Мошенничество».

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №1-2000

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 1-2000