Глобальные экономические тенденции, политические интересы крупных концернов и локальные проблемы мелких компаний – все это смешалось в гремучем коктейле весенних часовых выставок.
Приезжая на весенние часовые выставки, каждый раз вспоминаю хазановскую "Деревню Гадюкино". В Москве еще холодно и мрачно, а в Базеле и Женеве цветут деревья, щебечут птицы и светит солнце. В этот раз погода развернулась на 180 градусов: в Швейцарии шел дождь и снег, а в Москве было +18˚С. Поворот планеты в сторону России прослеживался и в аэропорту Цюриха: едва ли не первое, что мы увидели - надпись на чистом русском языке под рекламой Rolex’a. Она демонстрировала не только растущую роль российских клиентов, но и растущее внимание часовых компаний к восточным рынкам. Освоение новых стран, открытие новых магазинов, появление новых марок и моделей – под этими бодрыми жизнерадостными лозунгами и прошли главные часовые выставки этого года.
Шоу близнецов
Год назад организаторы BaselWorld объявили о планах реконструкции, которая должна завершиться к 2012 году и серьезно изменить облик выставки. Пока же особых нововведений на главном часовом шоу не было. Разве что к основным павильонам добавились несколько временных конструкций, получивших гордое название Basel Palace. В них собрался удивительный микс из Swarowski, Paris Hilton, Casio и еще нескольких столь же разношерстных компаний. А еще "под часы" отдали половину зала 2.1, куда переместили несколько стендов из залов 1.1 и 5.1. На их прежнем месте разместились новые бренды (прежде всего из категории "фэшн") и ставший независимым de Grisogono. Так что зал 1.1 выглядел обновленным и более нарядным.
В главном зале 1.0 и в 4-м павильоне, который уже стали называть "русским" из-за явного преобладания русскоязычных клиентов, особых изменений не произошло. Разве что исчез стенд Alain Silberstein. Но эту потерю мало кто заметил. А вот на отгородившуюся от народа Seiko обратили внимание многие: компания стремится в люксовый сегмент и сменой демократичного открытого стенда на глухую черно-белую спиралевидную стену попыталась создать имидж недоступности и эксклюзивности.
В целом изменения на выставке минимальны – все осталось, как в прошлом году. Чего не скажешь о моделях на витринах: здесь сплошь новинки.
На какой бы стенд вы ни заглянули, везде вас встретят несколько принципиально новых моделей. Первые 30 минут от разнообразия просто рябит в глазах. Zenith сделал необычный турбийон, в котором каретка всегда занимает горизонтальное положение! А Chopard вместо традиционных бело-золотых часов показал полностью черные! У Bvlgary черным стал даже механизм!.. Потом глаз начинает адаптироваться к премьерам-2008, мозг выделяет все более крупные элементы дизайна, сопоставляет модели между собой, и… на 31-й минуте выставка заканчивается.
Разумеется, обойти все залы BaselWorld за столь короткое время нельзя. Просто новинки похожи друг на друга, как братья-близнецы. Визуально не менее хитрый турбийон, чем у Zenith, расположился прямо напротив него – на стенде Concord. Часы Chopard, конечно, черные, но и у Hublot – не белее. А вместе с Bvlgary от традиционной серебряно-золотой гаммы в механизмах отказалась половина компаний, выпустивших новые калибры. В итоге мощных тенденций набирается меньше десятка, половина из которых – развитие тем, отмеченных нами в прошлые годы.
Чернее черного
Фаворитом BaselWorld-2008 стало цветовое сочетание "красное и черное". Красное, разумеется, золото. Черным же может быть керамика, карбон, каучук, сталь (и то же золото) со специальным покрытием. Даже вечно желтый Rolex не удержался и выпустил две модели в модном дизайне, а уж менее консервативные марки продемонстрировали "розовое", как фигуристы - элемент обязательной программы. Помноженная на популярность "гаек" в стиле Royal Oak и прямоугольных корпусов, палитра повторялась на всех стендах и создавала впечатление однообразия.
"Автомобиль может быть любого цвета при условии, что он черный", - шутил когда-то Генри Форд. Второй цветовой тенденцией года стали модели цвета Ford-T. Никогда раньше часовой мир не знал, что черный цвет бывает таким разнообразным. Franc Vila, Hublot, Chopard, RSW и еще несколько десятков компаний словно устроили соревнование: кто выпустит самые черные часы.
Вслед за производителями "наручки" ставку на черное сделали и "интерьерщики". Hermle представила десятка полтора настольных, настенных и напольных часов, выполненных в строгом современном стиле. В ряде из них появились новые интересные механизмы. Благодаря этим моделям стенд марки смотрелся как никогда современно.
Компании, которые считаются законодателями мод в области дизайна (Zenith, Corum), в этом году сделали ставку на часы традиционных цветов, прежде всего белого. Так что можно предположить, что черная и красно-черная темы скоро пойдут на убыль.
В дополнение к нетрадиционной для часов палитре в моду входят и необычные материалы. Современные модели просто обязаны иметь какие-то элементы из "нечасовых", а лучше – специально изобретенных материалов. И не важно, будут ли это корпуса из полупрозрачного эпоксида (как у Guess), кнопки хронографа из керамики , карбоновые вставки в браслет или платина из новомодного сплава алюминия с бог знает чем. Кусок метеорита или ракушка вместо циферблата (Breguet), мосты из суперсплава (Franc Vila) – отлично! Ну а если концепция марки не предусматривает отступления от вековых традиций, то придется ограничиться всего лишь керамикой. Из нее теперь делают все: корпуса (Rado, Chanel), кнопки и безели (Gc, Technomarine), шарики для подшипника автоподзавода (Eterna)…
Новая эстетика механизмов
Тут мы подошли к самой больной и важной теме выставки – механизмам. В преддверии прекращения поставок ЕТА все уважающие себя марки ударились в производство. Слово "мануфактура" звучит чуть ли не на каждом стенде, а разнообразие механизмов зашкаливает. Причем в деле моторостроения наблюдается сразу несколько тенденций.
Основная тенденция – использование кремниевых сплавов. Здесь лидером остается Patek Philippe, показавший новый вариант узла спуска. В отличие от других компаний, Patek Philippe не стала мудрить и шокировать публику хитрыми конструкциями. Визуально новый спуск почти не отличим от традиционного швейцарского анкерного, только зубья анкерного колеса и вилка выполнены в иной форме. К тому же вилка не имеет палет – она представляет собой единую деталь. Это еще один шаг на пути к созданию механизма, который не нуждается в регулировке, а значит, в человеческом труде.
Новый спуск в этом году предложила и Girard-Perregaux (здесь мы забегаем вперед, к SIHH). Вернее, это не спуск, а промежуточный модуль, предназначенный для выравнивания момента импульса, передаваемого на баланс. В основе конструкции – маленькая упругая монокристаллическая пластинка из силиконового сплава. Не обошелся без силикона и Frederique Constant, который сделал из него несколько деталей в новом варианте турбийона. Развивает силиконовую тему Ulysse Nardin.
Многие компании предпочитают не забираться в столь высокие материи, как спуск, а заниматься более приземленными вещами. Оригинальный вариант модуля автоподзавода предложил Carl F.Bucherer – в нем ротор представляет собой кольцо и не имеет центральной точки крепления. А Eterna показала всего двое классических часов, компенсировав недостаток новинок аж шестью новыми собственными калибрами. Их особенность – заводные барабаны, установленные на керамических подшипниках. Компания планирует полностью перейти на использование собственных механизмов в брендах Eterna и Porshce Design. Соответственно существенно изменятся уровень цен и позиционирование этих марок. Всех удивила Seiko, которая после четырех десятилетий разработки кварцевых технологий обратила взоры на механику и представила автоматический хронограф.
Не отстали от иностранцев и отечественные компании. "Волмакс" привез в Базель собственную модификацию "полетовского" хронографа 3133 с датой и днем недели. На базе нового механизма "Восток" компания "Восток-Европа" выпустила очень интересную модель "Энергия". На стенде "Мактайм" предметом восторга иностранцев стали скелетоны ручной работы. "Рекорд", все больше отдаляющийся от России, показал целую серию новых моделей. Приятно, что дизайн и качество отечественных часов с каждым годом становятся все лучше. Наши ведущие фирмы уже сейчас выпускают продукцию, ни в чем не уступающую часам немецких, да и очень многих швейцарских, фирм.
Сразу несколько компаний выпустили механические механизмы, которые визуально работают как кварцевые. Одной из наиболее ярких премьер года стали часы Meccanico dG от de Grisogono. Занимательно выглядит Opus 8 от Harry Winston, но на выставке был показан только прототип. Интересную наручную модель сделал Buben & Zorweg для своего юбилейного набора: секундная стрелка делает прыжок раз в секунду, как на кварцевых часах. Но, перевернув их, сквозь прозрачную крышку можно увидеть отлично оформленную "механику".
Кстати, к дизайну механизмов предъявляются все более высокие требования. Из банального "мотора", призванного вращать стрелки, он превращается в главное украшение часов. А восприятие красоты тоже меняется. Традиционная позолота, завитушки и "женевские полосы" уступают место различным оттенкам серого и черного, прямым формам мостов и матовым поверхностям. Всеобщей тенденцией стало использование все более нетрадиционных материалов при изготовлении компонентов.
Точность хода, сложность изготовления и обслуживания оказались принесены в жертву визуальной привлекательности механизма. Сама по себе прозрачная задняя крышка уже не может никого удивить. Часы все больше напоминают шоу "За стеклом": механизм изначально проектируется таким, чтобы как можно сильнее притягивать взгляд, обнажая детали механизма и работу его узлов.
Сохраняя традиции
Модели, выставленные в витринах женевского Международного салона высокого часового искусства, отличаются от того, что показано в Базеле, так же сильно, как сама BaselWorld от SIHH. Конечно, здесь тоже встречаются трендовое сочетание черного с розовым золотом, и хитрых механизмов хватает. Но выглядит все это совершенно иначе. В целом дизайнеры "женевских" марок склоняются, скорее, к сохранению традиций своих компаний.
Cartier показала новинки сразу в нескольких направлениях. С точки зрения часового дела, наиболее интересным среди них был турбийон c механизмом, отделка которого соответствует критериям Geneva Seal. С визуальной – серия моделей Circus: панда, тигр или слон обнимают роскошный циферблат часов. Для какого рынка созданы эти модели, гадать не приходится.
Но главной премьерой этого года стали часы с циферблатом-призматроном. Крутишь головку – и вместо классического циферблата Cartier появляется голова тигра, а затем и шахматная доска с бриллиантовыми клетками.
Audemars Piguet оказалась одной из немногих марок, кого не очень радует бешеный спрос на спортивные часы. Конечно, то, что Royal Oak расходятся как горячие пирожки, – это хорошо. Плохо, что компания зависит от одной модели. И в этом году была поставлена задача усилить классическое и женское направление. Но компания не изменила себе и выпустила нечто революционное – часы с платиной из карбона и титана.
Для ценителей механики Piaget подготовила вечный календарь с автоподзаводом, чей механизм имеет высоту всего 5,6 мм. Но куда интереснее другая модель, верхняя часть которой представляет собой миниатюрные песочные часы. Правда, вместо песка в них используются мельчайшие гранулы золота. Четыре секунды – и срок истек. Не правда ли, это лучшее напоминание о цене времени?
То, что часы становятся высочайшей ценностью, лучше всего чувствовалось на стендах Vacheron Constantin и A.Lange&Sohne. Первая компания выпустила самые защищенные от подделок часы в мире. По набору секретных элементов они ничем не уступают 100-франковой купюре, да и разрабатывались теми же людьми, кто отвечал за создание банкноты. Лазерная гравировка на стекле, микропечать и ультрафиолетовые метки на циферблате – это только самые простые из использованных в часах технологий защиты. Дополняет картину паспорт часов, почти не отличимый от паспорта гражданина Швейцарии. В нем предусмотрено даже место для фотографии.
Стенд немецкой мануфактуры в этом году поразил не самими часами, а плакатами с их изображением. Даже при 120-кратном увеличении на корпусе и деталях механизма не заметно каких-либо дефектов, настолько тщательно выполнена финишная обработка каждой детали.
Всем будильникам будильник
Franck Muller Group подошла к весенней премьере со свойственным ей юмором. "Часами года" стал 20-сантиметровый настольный будильник, выполненный в форме знаменитой мюллеровской "бочки". На его отделку ушло около 400 граммов золота и 100 каратов бриллиантов. Цену в момент презентации еще не определили. Но то, что сон владельца этих часов будет дорог, несомненно.
Серьезных новинок тоже было достаточно. У флагманской марки Franck Muller появились два новых корпуса, один из которых обещает стать бестселлером. Все коллекции получили модели с турбийонами и версии, сплошь покрытые бриллиантами. Кстати, по части турбийонов компания явно вышла в мировые лидеры: только на витринах в Жанто одновременно можно было насчитать более 60 часов с этим усложнением!
Среди моделей Pierre Kunz выделялись часы, единственная стрелка которых "блуждает" по циферблату по сложной спиралевидной траектории. Это оригинальное усложнение хорошо демонстрирует, насколько витиевата временами наша жизнь. Еще один пример тому расположился неподалеку, на экспозиции ECW. Несколько лет назад, после смерти основателя марки Роберто Карлотти, этот проект был заморожен. И вот бренд реанимировали: в двух витринах было показано несколько десятков моделей.
Помимо воскресшего ECW, в стане Вартана Сирмейкерса появились две совершенно новые марки: Christian Huigens и Pierre Michel Golay. Первая – дань памяти человеку, благодаря которому появились часы с пружинным приводом. Вторая – авторский проект одного из известнейших часовщиков современности Пьера-Мишеля Голея – соавтора всех мюллеровских турбийонов и "Революций".
Четыре проблемы
Шквал новых моделей, оригинальные дизайнерские решения и расширение списка мануфактур, рождение новых марок и открытие новых мест продаж… Создается впечатление, что часовая отрасль переживает феерический расцвет. Однако на самом деле все, что мы видим, не более чем изощренные средства защиты перед лицом непростой экономической ситуации.
Ритейлеры привыкли ругать производителей за ошибки, давление, нерешенные проблемы. Но и им, и организаторам выставок сейчас не позавидуешь. Против производителей работают сразу несколько факторов: растущий франк, падение спроса на ключевых рынках, нехватка механизмов и политика той самой розничной торговли.
Что такое изменение курсов валют, понимаешь еще в аэропорту Цюриха. В местном обменнике за 100 американских долларов дают только 95 франков. Еще в январе давали 110, а четыре года назад – 130! Рост евровалют и общая нестабильность стали основными причинами спада продаж в США. Ведь вместе с франком в Штатах на те же 15% за три месяца подорожали и часы. Очень непросто уговорить покупателя проглотить такое подорожание в ситуации, когда он вовсе не уверен в своих будущих доходах. А потому американских дистрибьюторов в этом году было значительно меньше, чем обычно, – зачем лететь через океан, если все равно ничего закупать не собираешься?
Пресс-релизы организаторов выставок излучают оптимизм: число посетителей выросло, участники подтверждают высокую важность мероприятий, да и вообще у нас все здорово. Если же вспомнить советские времена и перевести тексты на нормальный язык, то получится другая картина. "О готовности участвовать в следующем BaselWorld заявило 72% участников". Другими словами, почти треть пока сомневается. В официальном релизе Базеля приведены отзывы доброго десятка участников, и все они говорят о "необходимости выставки для становлении бренда, стратегической важности, видении будущего, хороших отзывах партнеров о новинках" и т.п. Про экономический результат, да и то обтекаемо, упомянул только Бивер (Hublot). А лучше всего высказался Фаваз Груози (de Grisigono): "Выставка важна не только в экономическом плане…".
PR-менеджеры SIHH аккуратнее, а их пресс-релиз короче. Но и он начинается с абзаца о том, что ключевым рынком для сегмента дорогих часов является Азия, а традиционные страны (Европа, Америка) сохранили лояльность. Читай: "мы переориентирумся на новые рынки, потому что на старых продаж больше не ждем".
Поиск дистрибьюторов в экзотических странах, массовое открытие бутиков и представительств – не столько признак успеха, сколько защитная реакция, попытка производителей "подстелить соломку" и создать дополнительную опору, которая придаст устойчивости, если старые рынки окончательно провалятся.
Кстати, интерес к России проявляют не только сами часовщики. Сразу несколько инвестиционных агентств, специализирующихся на прогнозировании курсов акций, также всерьез занялись исследованием нашего рынка. Они считают, что динамика котирующихся на биржах акций Swatch Group и Richemont очень сильно зависят от успеха работы в России. Иначе говоря, рекомендации "покупать" или "продавать" пакеты крупнейших концернов напрямую связаны с тем, насколько успешно читатели "ЧБ" будут работать с этими марками. Поддержим?
Источник движения
Привычная для производителей конкуренция между марками отошла на второй план. На первое место выдвинулись борьба с вчерашними партнерами: поставщиками и розничной торговлей.
Слова о падении продаж не совсем точно отражают действительность. Есть сегменты, в которых спрос значительно превышает предложение. Это механические часы и люксовые товары. А механизмов и качественных циферблатов на всех явно не хватает.
"У нас в этом году нет пресс-релизов, - заявила мне девушка на стенде альма-матер швейцарского часпрома ЕТА. - И новых моделей нет тоже, нам не до этого". ЕТА действительно не до новинок – компания не в состоянии обеспечить все заявки на уже существующий модельный ряд. По некоторым калибрам период ожидания достиг 15 месяцев. Что говорить, если на нехватку комплектующих жалуется даже президент Longines Вальтер фон Кеннел! Владельцам компаний ничего не остается, как увеличивать цены на дефицитные механические часы. Чтобы получить максимальный эффект и как-то обосновать появление дополнительных разрядов на ценниках, они добавляют в часы золото, бриллианты, экзотические материалы. А у недорогих марок "механика" становится не столько товарной единицей, сколько рекламным знаменем, стимулирующим продажи кварцевых моделей.
В 2010 году ЕТА вправе вообще остановить поставки. Поэтому одним из важнейших трендов продолжают оставаться собственные мануфактурные механизмы. Все, кто может, занялись производством. Слияния-поглощения, открытие небольших, но собственных производств, поиск новых поставщиков – все это мы видели на протяжении прошлого года, и процесс еще не закончен.
Но нехватка механизмов может создать для швейцарского часпрома гораздо большие неприятности, чем ограничение выпуска. Ряд китайских фабрик уже наладили производство клонов калибров ЕТА и даже научились придавать им более-менее приличный внешний вид. А следом появились компании, которые предлагают эти механизмы под видом ЕТА. Пока такие предложения не находят спроса. Или это кажется, что не находят? Ведь, приобретая комплектующие у посредника, владелец бренда может и не узнать, что именно он устанавливает в свои часы. Если вскроется 2-3 случая "псевдо-Swiss Made", то и без того зыбкое доверие к этой маркировке будет окончательно подорвано.
Второй фронт
Еще один фронт производителям пришлось открывать против розничной торговли. Владельцы магазинов, особенно в странах, где привычной валютой является доллар, сокращают закупки в ожидании кризиса. В этих условиях выпуск новых моделей становится одной из мер давления на ритейлеров. Сделать максимально непохожую на прежние коллекцию и сосредоточить на ней рекламу – один из способов заставить магазины закупить хоть что-то. Так что не стоит удивляться тому, что фирмы, которые раньше делали классические часы, взялись за дизайнерские и спортивные, а специалисты по ярким креативным решениям двинулись в "классику".
Но торговля тоже не однородна. Магазины можно поделить на новые и старые. Старые игроки не цепляются за тот или иной набор марок, а считают своей опорой прежде всего наработанную за долгие годы клиентуру. Их задача - удержать достигнутое ранее положение на рынке. Поэтому они четко просчитывают риски, в том числе и валютные. Их позиция примерно такая: мы подождем делать закупки до тех пор, пока у нас есть товар, пока не понятен прогноз продаж и пока возможный процент изменения валютных кросс-курсов сопоставим с нашей маржей.
Серьезной проблемой для них становится подорожание товара. Им гораздо легче предложить покупателю какую-нибудь сверхновую эксклюзивную марку, чем объяснить, почему привычные бренды подорожали в полтора-три раза. Тем более что клиентура у них действительно хорошая, и старыми марками она в определенной степени "накормлена". Именно эти магазины создают почву для успеха новых марок.
На другом полюсе – недавно вышедшие на рынок или активно развивающиеся розничные компании. Сверхновые марки им пока не по зубам, но для усиления позиций на рынке они с радостью подписывают контракты с брендами-лидерами, закупки которых притормозила "старая" розница. Даже по России можно заметить, как увеличивается число точек продаж у тех брендов, которые совсем недавно говорили о сдержанном продвижении в регионы.
Для сохранения продаж и доли рынка производители вынуждены лавировать между разными группами ритейлеров, используя в зависимости от ситуации то кнут, то пряник. Растущие как грибы бутики - это тоже попытка производителей защититься от своевольной розницы.
Последний раз вместе
Ситуация на часовом рынке действительно непростая. Каждая компания, будь то производитель, дистрибьютор или магазин, выбираются из нее сами, не считаясь с интересами других. И многие привычные вещи типа приоритетных рынков, статуса отдельных марок или расстановки сил в розничной торговле могут поменяться. Каким будет часовой рынок через год? Даже в более узкой трактовке вопрос, "какими будут выставки-2009", не ответит никто. Потому что начиная со следующего года SIHH и BaselWorld будут проходить в разное время: в феврале и апреле соответственно. Наверняка это приведет к изменению состава участников, посетителей и более того – к новой расстановке сил на часовом рынке. Что ж, будем ждать. Тем более что до следующего часового шоу осталось уже меньше года.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 3-2008
Автор: При перепечатке активная ссылка на источник обязательна
При перепечатке активная ссылка обязательна
Теги: Выставки Baselworld 3-2008