Закон о проверках

<font color="#808080" face="Verdana">…защищает предпринимателя</font> Закон о проверкахПринятый в этом году Закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» так же значим для бизнесменов, как для потребителей – Закон «О защите прав потребителей».

8 августа этого года был принят Закон № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) ». Значимость его вполне сопоставима с принятым в 1 9 9 2 году Законом «О защите прав потребителей » – впервые на законодательном уровне признана необходимость существования норм, защищающих бизнес от произвола государственных чиновников.

В Законе закрепляются принципы государственного контроля и устанавливаются механизмы защиты юридических лиц от неправомерных действий со стороны представителей государственных органов. Данный Закон регулирует отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами и государственными контролирующими органами при проведении так называемых мероприятий по государственному контролю (надзору), иными словами – проверок.

Закон о проверках

Однако Закон не применим к проверкам, проводимым без непосредственного взаимодействия контролера и проверяемого (например, проверкам рекламы, как наружной, так и транслируемой по радио и телевидению, которые проводят соответствующие подразделения Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ). Более того, в п. 3 ст. 1 перечислены виды государственного контроля (надзора), находящиеся вне сферы действия данного Закона.

Это, например, налоговый, валютный, бюджетный, таможенный, лицензионный, транспортный контроль, банковский и страховой надзор, а так же другие виды специального государственного контроля деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке. В качестве принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей зафиксированы несколько очень важных положений, которые также нашли отражение в перечне обязанностей государственных органов и их должностных лиц по отношению к предпринимателю.

Прежде всего – это презумпция (признание утверждения верным, пока не доказано обратное) добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя (ст. 11), в соответствии с которой проверяющие обязаны доказывать законность своих действий в случае обжалования их хозяйствующим субъектом. Что это означает? Если конфликт между контролером и проверяющим дойдет до суда, то доказывать свою невиновность будет не предприниматель, а представитель государственного контролирующего органа, что немаловажно при формировании предпринимателем линии поведения в суде. Еще одним из устанавливаемых Законом принципов является проведение проверки исключительно должностным лицом, имеющим официальные полномочия на совершение конкретных действий.

Теперь на основании ст. 7 все проверки проводятся только по специальному распоряжению начальника органа государственного контроля. В этом документе в числе прочих данных должны быть указаны имя, фамилия и должность лица, которое вправе проводить данную проверку. Копию распоряжения о проведении проверки инспектор обязан передавать руководителю проверяемого предприятия. Соответственно, если у контролера такого распоряжения нет, то права осуществлять проверку он не имеет, и никакие составленные им протоколы и акты юридической силой не обладают. Наконец, Законом еще раз подчеркивается (ст. 3, ст. 8), что представители государственного контролирующего органа не вправе выходить за рамки своей компетенции.

То есть Госторгинспекция не может проверять наличие санитарной книжки, а Госсанэпиднадзор – соблюдение правил пожарной безопасности. Довольно подробно описывается Законом сам порядок проведения проверки (ст. 7). Как уже упоминалось, все начинается с распоряжения (приказа) начальника контролирующего органа. Там, помимо даты, номера распоряжения, наименования органа, ФИО и должности уполномоченного лица должны быть указаны цели, задачи и предмет (например, соблюдение санитарных норм) проводимого мероприятия по контролю. За рамки указанного в распоряжении предмета проверки контролеры не имеют права выходить, и об этом предпринимателям также не следует забывать. В Законе впервые устанавливаются четкие сроки проведения проверок. Само мероприятие по проверке не может продолжаться дольше месяца. В исключительных случаях, связанных с проведением специальных исследований или экспертиз, срок проверки может быть продлен, но не более чем еще на один месяц.

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Плановые проверки в отношении одного юридического лица (индивидуального предпринимателя) одним контролирующим органом могут проводиться не чаще, чем один раз в два года. То есть за два года плановых проверок, конечно, будет больше, поскольку у нас есть Госторгинспекция, Госсанэпиднадзор и другие организации, но если, например, ГТИ по плану проверила частного предпринимателя в 2001 году, то следующий ее плановый «визит » может состояться только в 2003 году. И все бы хорошо, но существуют еще и внеплановые проверки. Они проводятся, во-первых, в тех случаях, когда у данного предпринимателя уже были выявлены нарушения, и контролеры наблюдают, как он эти нарушения устраняет. Во-вторых, они могут быть результатом жалоб, поступивших от физических или юридических лиц. И это практически сводит на нет положительный эффект от ограничения числа плановых проверок.

Правда, теперь Закон запрещает проведение проверок по анонимным сигналам. Контролирующие органы отныне обязаны вести строгий учет приходящих в их адрес обращений от граждан и юридических лиц. Причем учету должны подлежать не только письменные, но и телефонные обращения: иначе невозможно будет доказать, что жалоба не была анонимной. Закон стимулирует создание и развитие так называемых организаций саморегулирования бизнеса. Эти организации (как правило, различные ассоциации или союзы) призваны защищать законные интересы входящих в них предпринимателей и их клиентов (потребителей) и на добровольной основе разрешать конфликты между ими.

В задачу саморегулирования входит также установление внутренних стандартов деятельности предпринимателей, входящих в подобные союзы, и контроль их соблюдения. Ассоциации бизнесменов, возникшие на Западе в противовес государственной системе контроля, постепенно доказали свою эффективность: качество их продукции нисколько не ухудшилось, а государство стало тратить гораздо меньше денег на мероприятия по контролю. Правда, у нас еще слабо проработана законодательная основа саморегулирования бизнеса, но тем не менее первые подобные союзы уже создаются (Российская гильдия риэлторов, Ассоциация прямых продаж и т.п.). Закон устанавливает для членов организаций саморегулирования льготный режим проверок: плановые проверки проводятся также раз в два года, но только в отношении 10% объединившихся предпринимателей.

Эти 10% определяются по выбору контролирующего органа. Результаты проверки оформляют актом, где указывают дату, время и место составления, реквизиты распоряжения (приказа), на основании которого проводилась данная проверка, ФИО и должность контролера, сведения о результатах проверки и т.п. К акту должны быть приложены акты об отборе образцов продукции, протоколы (заключения) проведенных экспертиз, объяснения ответственных работников проверяемого объекта и т.п.

Один экземпляр акта остается у инспектора, второй – у руководителя предприятия. Последнее, о чем следует сказать – это журнал учета проверок. В Законе он именуется журналом учета мероприятий по контролю. В одном из предыдущих номеров журнала мы советовали на добровольных началах завести у себя подобный документ.

Теперь же, когда Закон устанавливает право предпринимателя на ведение журнала учета проверок, мы настоятельно рекомендуем данным правом воспользоваться. Требования, предъявляемые к журналу учета проверок, таковы. Он должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Контролер должен зафиксировать в этом журнале следующие сведения:

•наименование органа государственного контроля (надзора);

•дату и время проведения проверки;

•правовые основания, цели, задачи и предмет проверки;

•перечень выявленных нарушений;

•перечень составленных протоколов и актов;

•перечень административных правонарушений, не попадающих под действие КоАП;

•перечень выданных предписаний.

В журнале учета проверок также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), проводившего проверку, и его (их) подпись. Еще раз обращаем внимание на то, что ведение такого журнала является правом, а не обязанностью предпринимателя. Отсутствие данного документа ни в коем случае не может считаться нарушением правил делопроизводства. Он ведется в целях защиты самого предпринимателя, и его основная задача – дублировать учет контрольных мероприятий, который обязан осуществлять контролирующий орган.

Именно поэтому Закон устанавливает, что инспектор в случае отсутствия на предприятии журнала учета проверок делает в акте о проведенном контрольном мероприятии соответствующую запись. Это не должно пугать бизнесменов. Конечно, если строго оценивать содержание Закона, то в нем можно найти довольно много недостатков.

Но сам факт принятия Закона означает признание государством и обществом существования проблемы взаимоотношений бизнеса и государства. Осознание проблемы – первый шаг к ее решению. Однако любой, даже самый хороший Закон будет бесполезен, если он не будет применяться. Поэтому задача бизнес- сообщества – повторить успешный опыт потребительских организаций и сделать новый Закон реальным барьером на пути недобросовестных чиновников. 

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 6-2001

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: законодательство