Закон и рынок

<p><span style="color: #808080"><span style="font-family: Verdana">Как повлияет на бизнес новый КоАП? Грядет новый порядок?</span></span></p>

Одним из главных игроков на рынке, о наличии которого иногда забывают, является государство. И, хотя часы, в отличие от нефтепродуктов или вооружения, не причислены к стратегически важным товарам, тем не менее, прямо или косвенно, через различные законы и практику их исполнения, государство влияет и на часовой рынок.

Одним из главных игроков на рынке, о наличии которого иногда забывают, является государство. И, хотя часы, в отличие от нефтепродуктов или вооружения, не причислены к стратегически важным товарам, тем не менее, прямо или косвенно, через различные законы и практику их исполнения, государство влияет и на часовой рынок.
За последнее время произошел ряд событий, каждое из которых хотя и имело определенный резонанс, но серьезных изменений не вызвало. Однако все вместе они способы серьезно поменять лицо часового рынка.
Все они направлены на «наведение порядка» на рынке. В том, что наведение порядка - лишь вопрос времени, не сомневается, наверное, уже никто. Попробуем проанализировать, как будет выглядеть этот «упорядоченный» рынок.

Вымирающий вид
Еще пару лет назад к законодательству о защите прав потребителей относились не более чем как к досадному недоразумению. Сегодня оно набирает все больший вес и становится одной из основных проблем для торговых организаций. Растет и уровень грамотности покупателей, и квалификация привлекаемых ими юристов. Соблюдение норм законодательства стало особенно актуально с вступлением в июле в силу нового «Кодекса РФ об административных правонарушениях» (читайте статью в «ЧБ» №4 за 2002 г).
Размеры штрафов за обман покупателя, непредоставление информации, продажу некачественных товаров или товаров, не обеспеченных всей установленной документацией, начинаются от 5000 рублей, во многих случаях превышают 30 000 рублей. Уплата первого же такого штрафа наверняка заставит магазин задуматься, как жить дальше. Законодательство о защите прав потребителей, правила, регламентирующие розничную торговлю и штрафы за их нарушение, становятся такими, что предпринимателей пора заносить в «Красную книгу».
Проблема соблюдения законодательства о защите прав потребителей и подготовки документации с разной остротой стоит для разных классов продаваемых часов. Дорогих часов продается меньше, соответственно, меньше требуемое количество паспортов и другой документации. К тому же стоимость создания и оформления всех необходимых бумаг (паспорта с указанием огромного количества сведений, сертификаты, правильно оформленные ценники и т.д.) не так заметна в цене товара.
В дешевых же часах стоимость подготовки инструкции сказывается на цене товара. С точки зрения качества китайская продукция также вызывает значительно больше проблем, чем часы из Швейцарии или Японии. Чтобы покрыть штраф в 20 000 рублей, предусмотренный КоАП за продажу товара ненадлежащего качества, нужно продать больше 100 часов класса ОМАХ. В таких условиях, чтобы удержаться на плаву, магазину необходимо или увеличивать наценку, или отказываться от части ассортимента. Если новые штрафы реально начнут применяться, то одно только это способно привести к пересмотру многими магазинами своего ассортимента.

Вторая волна
Повышение требований со стороны покупателей и контролирующих органов затронет не только магазины, но и другие звенья цепочки: оптовые компании и производителей. Изменятся требования, предъявляемые к ним розничными компаниями. Магазину станет не выгодно работать с компанией, которая не обеспечивает его необходимой документацией и обслуживанием товара в гарантийный период. А наличие сервис-центра, которому можно переадресовать претензии потребителей, из средства заработка и инструмента маркетинга превратится в вопрос выживания. Таким образом, важнейшим фактором при выборе магазином поставщика вместо цены может стать уровень предоставляемого сервиса.
То же касается и производителей. После введения в Евросоюзе двухлетнего гарантийного срока на часы многие швейцарские компании (прежде всего марки, входящие в Swatch Group) объявили, что считают нашу страну Европой и, соответственно, на территории России гарантийный срок на их продукцию составляет 2 года. Российский Закон о защите прав потребителей также содержит положение о том, что даже если гарантийный срок на товар меньше, потребитель все равно вправе предъявить претензии по качеству товара в течение 2-х лет. Азиатские производители, да и наши отечественные заводы, следовать примеру швейцарцев не спешат, сервисные сети, фактически, не развивают. Соответственно, со всеми претензиями покупателей разбираться предстоит магазинам. Им же, магазинам, предстоит выбирать — каким товаром торговать дальше.

Добро на таможне
Летом этого года более месяца российских торговцев часами лихорадило. Причина — проблемы, возникшие на таможне. Сигналы о том, что государство намерено навести порядок в таможенных делах, поступали давно, но каких-либо серьезных мер большинство российских импортеров не предприняло. Однако сегодня они понимают: работать как прежде им, скорее всего, не дадут. Вместо различных вариантов «серой» и прочей «цветной» растаможки, придется нарабатывать опыт игры «в открытую». Это означает, прежде всего, подорожание товара. Причем подорожание произойдет не только за счет уплаты таможенных пошлин, но и за счет роста дополнительных накладных расходов (перестройка бухучета, содержание дополнительного персонала и т.п.). И, как в случае со штрафами, для разных групп товаров последствия будут различны. Если часы категории Orient подорожают примерно на 30%, то Отах — в два раза. Разрыв в ценах между этими категориями товаров сократится, и, с учетом разницы в качестве и описанных выше проблем с документацией и гарантией, работать с дешевыми марками станет не выгодно.
Ряд швейцарских производителей часов, предвидя будущие сложности, пытаются лоббировать снижение процентной составляющей импортной таможенной пошлины на часы в России с 20% до 10%. Наличие и величина фиксированной составляющей (2 евро) им не мешает. А вот производителей из Японии и других стран, специализирующихся на дешевых часах, наоборот, беспокоит именно она, однако для изменения ситуации их возможностей по лоббированию, скорее всего, окажется недостаточно.

Новый порядок
Даже по отдельности каждая из описанных тенденций способна серьезно изменить лицо российского часового рынка. Между тем, все они будут иметь своим результатом изменение представленного ассортимента товара и состава действующих на нем компаний.
На сегмент швейцарских часов все вышеперечисленное повлияет мало, объемы продаж и доли, принадлежащие отдельным маркам, сохранятся. В ценовом диапазоне 30-150S изменения будут, но незначительные: вряд ли тридцатипроцентное повышение цены изменит выбор поклонника Casio GShock. Некоторые проблемы могут быть у пограничных марок, которые пересекаются с марками из других сегментов, и минимальные — у тех, кто не пожалел денег на рекламу и успел создать сильный бренд. А вот желающих покупать (и продавать) дешевые часы по дорогим ценам в новых условиях, скорее всего, станет меньше. Ситуация будет похожа на ту, что мы видим в большинстве европейских стран, где дешевые безымянные часы почти отсутствуют.
Изменятся и места продажи: часы исчезнут из большинства неспециализированных магазинов и отделов. Слишком высоки становятся требования к магазину и работающим в нем продавцам, слишком дорого платить штрафы за неграмотность персонала. Вместе с тем, наведение порядка на таможне для многих зарубежных производителей послужит сигналом к открытию в России собственных представительств. Следствием станет передел рынка в оптовом звене, а затем — и в розничном.
Безусловно, все это случится не завтра, описанная картина немного приукрашена. Строгость законов в России всегда компенсировалась необязательностью их исполнения, высокие штрафы — возможностью «договориться», да и ассортимент магазина определяется не только пристрастиями его хозяина, но еще и существующим спросом и платежеспособностью населения. И, тем не менее, рынок будет становиться все более цивилизованным, а работать и зарабатывать на нем станет еще сложнее. Чтобы выжить на нем. магазину необходимо уже сейчас задумываться о многих очень непростых вещах: подборе ассортимента, подготовке персонала, рекламе магазина и позиционировании его в глазах покупателя. Что ж, время пока есть.

Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" №5-2002

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: 5-2002