За что вы нас не любите?

<font color="#808080" face="Verdana">Заводы открещиваются от брака</font> ВостокУжесточение порядка приема брака на заводах означает для продавца и потерянные деньги, и скандал.
В торговле, наряду с процес­сом продажи товара и получения за него денег, есть и обратный - прием брака и возврат денег покупателю. Так пове­лось, что за бракованный товар до сих пор отвечал производитель, однако в последнее время, как сгово­рившись, российские часовые заводы ужесточают требования к приему брака. Если по поводу «Славы» в торговле уже давно смеются, что «на этом заводе брака нет» (в том смысле, что завод отказывается его принимать), то теперь решили уменьшить свои расходы и «Вос­ток», и «Чайка». В списках случаев, в которых заводы будут производить ремонт или обмен товара исключи­тельно за деньги, много интересного.
«Чайка», известная колоссальным объемом «левого» товара, вместо того, чтобы навести порядок вдоль собственного забора, отмежевалась от львиной доли собственной про­дукции. Среди признаков подделки значатся не только несоответствие шифра в паспорте модели часов, но и случаи, когда на часах нет подслоя никеля, не покрыты отдельные детали механизма и т.п. Большую часть таких дефектов даже на самом заводе могут определить лишь 3-4 специалиста, а магазин этого сделать не может в принци­пе! К тому же расхождение шиф­ров и наличие внутри часов необ­работанных деталей, связанное с нарушениями технологического процесса, не редкость и в подлин­ной «Чайке».
Чайка
«Восток» не будет при­нимать часы, если шифр паспорта не соответствует шифру внешнего оформления, т.е. перепутан цифер­блат. Новые правила приема брака перекладывают все расходы по ремонту и обмену некачественной продукции на плечи торговцев. Не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать, к каким послед­ствиям приведет ужесточение порядка приема брака на заводах. Сегодня, в отсутствие сервисной сети, со всеми претензиями покупа­тель идет в магазин, и каждый слу­чай возврата брака для продавца означает и потерянные деньги, и скандал, который он, как говорится, не заказывал. Пока магазин имеет возможность без потерь для себя сдать брак обратно по цепочке «оптовик-завод», ситуация еще тер­пима. Если же весь неисправный товар будет оставаться в магазине, то пропадет выгода от работы с этой маркой. Уже сегодня отечест­венные часы можно встретить толь­ко в ларьках и магазинах, ориенти­рованных на самую бедную часть населения. Да и там - все реже и реже. Если заводы станут более строго относиться к приему брака, то их часы вовсе исчезнут с прилав­ков.
Формируя ассортимент, владелец магазина пытается проанализиро­вать, какой товар для него привлека­тельнее. «Я могу вложить деньги, -думает он, - выставить на витрину и продать российские (большей час­тью механические) часы за 300-400 рублей и импортные кварцевые. Причем в случае с импортными выбор больше: можно найти при­влекательные внешне изделия стои­мостью 250-300 рублей, а можно -часы известной марки за 1000 руб­лей. На дорогих часах я заработаю 400-500 рублей. Продать их слож­нее, чем дешевые, но и заработок неплохой, и качество высокое -шансов, что покупатель придет с претензией, почти никаких. На дешевых китайских я заработаю 120-150 рублей, внешний вид у них «вполне», покупают охотно. Россий­ские немного «пострашнее» внешне, но продать можно и их, заработав те же 120-150 рублей, что и на китайских. Разница в том, что с очень высокой вероятностью с покупателем наших часов придется встретиться вновь, когда тот вер­нется с жалобами на брак. Китай­ские часы тоже ломаются, но реже: «кварц» на порядок надежнее «механики», кроме того, все импортные часы обладают хотя бы минимальной водозащитой. Полу­чается, что при прочих равных условиях продавать российские часы невыгодно».
Что бывает с товаром, который торговле не интересен, года полто­ра-два назад можно было увидеть на примере «Луча». Почему он почти исчез из продажи? Ведь покупатели еще с советских времен помнят отличное качество этих часов - у продавцов их спрашивают и по сей день. Но даже при наличии спроса магазины прекратили закупать «Луч»: им невыгоден товар, до 30% которого возвращается обратно.
Конечно, не стоит считать роз­ничных торговцев «безвинными овечками». Действительно, пример­но половина из возвращаемых мага­зинами часов вполне исправна, во многих случаях дефекты возникают по вине покупателя. Продавец, даже понимая, что покупатель не прав, очень часто обменивает товар - так проще избежать скандала. Много претензий возникает из-за недоработок продавца: не расска­зал, как пользоваться часами, не предупредил, что в этой модели нельзя лезть в воду, и т.п. Львиную долю брака еще до продажи могла бы выявлять процедура входного контроля товара, описанная в «ЧБ» D3 за 2000 год, но кто же ее прово­дит? Магазину гораздо легче при­нять товар от покупателя, а потом пытаться   сдать   его поставщику, используя аргументы типа «я куплю у тебя 100 штук новых часов, если ты примешь у меня 50 штук брако­ванных». Производителей можно понять: новыми правилами они пытаются защититься от недобросо­вестных торговцев, подтолкнуть их к более ответственной работе. Ведь корпуса бывших в употреблении часов восстановлению не подлежат, и весь принятый заводом товар отправляется в металлолом.
Но, к сожалению, в данном слу­чае заводам придется подстраивать­ся под требования торговли. Имен­но магазин находится на «передней линии фронта» в борьбе с браком, недобросовестными потребителями и всевозможными контролирующи­ми органами. И силы здесь явно неравны, в одиночку магазину не справиться. Заводы же пытаются «ударить с тыла», не желая при этом понять специфику работы торговли.
Восток
Что такое записанные в паспорте шифр и номер часов с точки зрения магазина? Лишняя головная боль! Продавец получил партию «Коман­дирских» или «Чайки», выставил на витрину, коробки сложил под прила­вок. Если покупатель оплатил одни часы, что, продавец будет разыски­вать под прилавком коробку именно от этого экземпляра? Нет, возьмет первую попавшуюся, ведь его задача - как можно быстрее обслужить кли­ента. Так возникает несовпадение шифров. Швейцарским производите­лям такая проблема неведома: они не вписывают на заводе в паспорт ни шифр, ни номер часов - это делает продавец в магазине. Что для магази­на означает отсутствие в паспорте часов штампика Ростеста и номера сертификата? Штраф или снятие товара с продажи. А дата выпуска? Опять штраф. Согласно ГОСТ 10733 часы, с даты выпуска которых про­шло 18 месяцев, должны пройти репассаж на заводе (именно на заво­де, так записано!). Часы - не водка, продаются медленно. Полежали на складе завода, на складе оптовика, в магазине. А потом пришла торгин-спекция и оштрафовала магазин примерно на стоимость 15 таких часов. Теперь «вопрос на засыпку»: будет после этого магазин торговать часами с таким паспортом?
Бесполезно пытаться «взвалить» на продавца (человека, как прави­ло, со средним неспециальным образованием и очень небольшой зарплатой) обязанности часового мастера и инженера ОТК. Его главная задача - продать товар, получить от покупателя деньги и передать их заводу. На зарплату тем самым мастерам и инженерам.
Какие возможны варианты реше­ния проблемы? Во-первых, нашим заводам стоило бы объединить уси­лия для достижения благой цели -добиться внесения часов в список технически сложных товаров. Сего­дня часы приравнены к ложкам и матрешкам, при обнаружении любо­го недостатка покупатель вправе сдать товар в магазин и забрать день­ги. Даже если неполадки в механиз­ме могут быть устранены без особых затрат, торговля и производитель теряют всю стоимость часов. Во-вто­рых, необходимо восстанавливать сеть гарантийных мастерских. «Пери­од разрухи» в этой сфере заканчива­ется, сегодня в большинстве регионов появляются мастерские, способные нормально работать в новых условиях. Естественно, для налаживания контак­тов с ними от заводов потребуются определенные усилия, но дело того стоит. В третьих, было бы очень здо­рово привести паспорта на россий­ские часы в соответствие с россий­ским же законодательством, чтобы избавить магазины от проблем с покупателями и контролирующими органами. И последнее: работать над повышением качества продукции.
Безусловно, у каждого предпри­ятия есть свои коммерческие инте­ресы. И с формальной точки зре­ния заводы, «закручивающие гай­ки» при приеме брака, абсолютно правы: они не должны отвечать за безалаберность и низкую квали­фикацию продавцов, за попытки магазинов переложить свои про­блемы на производителя. Но решения, кажущиеся сегодня пра­вильными, в конечном итоге могут оказаться губительными для пред­приятия.
Опубликовано в журнале "Часовой Бизнес" № 3-2002

Портал профессионалов часового бизнеса TimeSeller.ru
При перепечатке активная ссылка обязательна


Теги: стратегии компаний Чайка 3-2002 Восток Луч