Юрий Греков. Просто часы сейчас уже никому не нужны
Конечно, интернет влияет на нас. Но оценить, какое количество клиентов уходит или не доходит до магазина, сложно. У нас есть сайт, но он был создан просто для привлечения клиентов, у него нет корзины и кнопки «купить». И в настоящее время я рад тому, что мы так сделали, потому что сейчас бренды начинают бороться со скидками, специальными предложениями, а без них в сети продавать сложно. С другой стороны, бороться с интернетом мы не можем, т.к. сейчас любой сайт предоставляет скидки. В данном случае мы, конечно, проигрываем. Человек, который ищет цену, купит у них, а не у нас. Есть ресурсы, где с ходу дают скидку 15 %, а иногда и 20 %. Это, конечно, беда. Потому что интернет-ориентированный житель Челябинска скорее всего отдаст предпочтение онлайн-продаже.
Но я рад, что марки начали бороться с этим. Недавно были рассылки от Breitling, TAG Heuer, Protime и других, в которых они требовали убрать скидки. Их можно давать только при личных встречах в магазине, и только до 15 %. Наверное, марки сами по себе начали идти в правильном направлении. Не знаю, как на это отреагируют партнеры, но мы ведем работу честно. У нас максимальная скидка 10 %, которая предоставляется от суммы в 1 000 000 рублей. На сегмент TAG Heuer — Tissot у нас как таковых скидок нет, максимум 3-5 %. Это политика позволяет сохранять маржу, но конкурировать, конечно, крайне сложно.
Недавно у нас в городе открылся AllTime, там вообще любят давать скидки. Но мы не считаем его за конкурента, т.к. не пересекаемся по товару. Однако в любом случае начали принимать меры. Разговаривали с поставщиками. В результате, например, AllTime убрал в Челябинске пункт выдачи по Maurice Lacroix. Это меры воздействия на бренд. Если говорить о нас, то мы сохраняем все наши плюсы. Например, сервис: даем двухлетнюю гарантию на батарейку, укорачиваем браслеты. Наш большой плюс — наличие собственной мастерской. У них такого нет. С открытием AllTime мы ожидали большой поток запросов на скидки, но процент таких людей оказался мал.
Сейчас меры по поводу скидок в интернете принимают марки. Наверное, следующим ходом будет договоренность между сильными игроками. Я помню, раньше договаривался не давать скидок, а после кто-то психанул, и все понеслось по новой.
Опасаемся ли мы монобутиков? У нас есть пример Екатеринбурга. Там в свое время было много бутиков: Blancpain, Chanel, TAG Heuer, Vertu. Тех, кто выжил сегодня, можно по пальцам пересчитать.
А вообще, швейцарцы сделали хорошую многоходовку. Сперва они дали нам поиграть, наработать базу, поработать по рекламе. А теперь начинают лишать магазины дистрибуции, чтобы увести людей к себе в бутики. Например, Panerai: мы имели коллекцию по всем правилам бренда, поддерживали узнаваемость и вовлечение клиентов, а теперь они решили львиную долю игроков сократить. Делают упор на свои бутики. Но бутик будет не совсем удобен для клиента. У мультибренда свои плюсы. Например, у нас в салоне можно посмотреть множество марок.
Сейчас работать становится тяжелее, трафик падает, но это, наверное, правильно. Раньше клиентов было очень много. Они деньги выложили, пальцем ткнули и забрали. Но это не работа с люксовым товаром, к ней мы подходим только сейчас. Сделок становится меньше, и сделки более сложные.
Я считаю хорошо, что становится меньше марок. А то набрали столько брендов, что глаза разбегаются. И даже если потеряем, к примеру, одну-другую марку, сузится портфолио, зато будет больше внимания оставшимся.
Офлайн-магазины останутся, просто станут чуть другими. Перемены мы видим с 2005 года. Давят гаджеты, интернет, но мы в очередной раз «выезжаем» на более дорогих продажах, на люксе. Индивидуальная работа — это когда ты с клиентом сидишь и часами разговариваешь. Просто часы сейчас уже никому не нужны, в качестве подарка их тоже стали покупать меньше. Сегодня покупают именно для себя, с правильным люксовым подходом. Я не представляю, чтобы мои клиенты покупали что-то в интернете. Если только наткнутся на человека как посредника, который скажет, что все достану. Но это снова будет офлайновая работа, независимо от того, где в итоге посредник возьмет товар.